Противники «Аршановского» разреза в Хакасии не дождались ответа главы ОНФ
Жители Хакасии вышли на пикеты против открытой добычи угля. Они даже обратились в «Народный фронт», но так и не дождались ответа от главы местного отделения. Тот оказался связан с заместителем директора разреза и влиятельным депутатом Верховного Совета республики.
Хакасские фермеры вышли на пикеты против методов работы разреза «Аршановский». Они подготовили плакаты «„Аршановский“, верни наши дороги». Акции помешали полицейские, которых вызвали сотрудники компании, но в местных СМИ почти никто об этом не рассказывал, передает «Бабр».
В поисках помощи жители обратились к главе реготделения «Общероссийского народного фронта» Евгению Мамаеву, который за последние месяцы развил бурную публичную активность, пытаясь дискредитировать оппозиционного губернатора Валентина Коновалова.
«Мы, жители Алтайского района [Хакасии], просим вас и ваших активистов провести активную работу по фиксации и документированию правонарушений, совершаемых работниками Аршановского разреза, — говорится в письме активистов. — Все дороги, идущие от разреза по территории района, разбиты тяжеловесными грузовиками, осуществляющими перевозку угля. Это ведет к аварийности и гибели людей».
По словам фермеров, местные власти «боятся олигархов» и не могут эффективно бороться с промышленниками. Сам разрез при этом не ведет ремонт дорог, отметили они.
«Вес грузовиков никто не контролирует. Но даже во время ограничения веса грузовиков в весенний период, когда контроль осуществляется, каким-то непонятным образом вывоз угля большегрузами осуществляется практически в обычном режиме», — говорится в обращении.
В 2019 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Хакасия получила 368 млн рублей. Еще почти 200 млн добавила сама республика. На фоне перекопанной угольщиками земли с планами по повышению числа дорог, соответствующих нормативам, возникли явные проблемы.
Письмо в никуда
«По нашим расчетам, только в текущем году разрез „Аршановский“ недоплатил в бюджет республики порядка 400 млн рублей. Это немалая сумма для нашего бюджета, особенно в период кризиса в экономике и пандемии коронавируса», — говорил один из хакасских фермеров, протестовавших против захвата угольщиками земли, Денис Конгаров.
Больше, чем налоговые отчисления угольщиков, местных жителей волнуют шум и пыль на местных дорогах. Грузовики «Аршановский» снуют по дорогам Алтайского и Бейского районов круглосуточно с самого начала работы разреза в 2014 году. Доехать от основной трассы до села Аршаново или Куйбышево с открытыми окнами невозможно, говорят местные. Закрытые окна и кондиционер почти не спасают.
В июле 2019 года о том, что угольщики разрушают дороги Хакасии, прямо заявил на тот момент министр транспорта республики Иван Тиронов. Только предварительные подсчеты показали ущерб в 3,2 млрд рублей.
«У нас угольные предприятия позволяют себе с большим превышение на ось перевозить большие объемы угля по территории Республики Хакасия. Серьезные разрушения по дорогам Берый Яр — Бея — Аскиз и Белый Яр — Аршаново — Бея. <…> Основные фигуранты — три разреза», — говорил министр.
Более того, разбитые дороги стали в буквальном смысле смертельными. В мае 2020 года на трассе «Белый Яр — Бея — Аскиз» в районе села Изыхские Копи большегруз сбил мужчину и скрылся. Тело нашли на обочине, а сбившего его водителя обнаружили на «одном из предприятий Алтайского района», писало ИА «Хакасия». В июле на Аскизском тракте легковой автомобиль превратился в груду металлолома после ДТП с участием углевоза.
Письмо возмущенных фермеров было адресовано главе исполкома реготделения ОНФ Мамаеву и сопредседателю республиканского штаба организации Максиму Марееву. Но ответа активисты так и не получили, отмечает издание.
Зато авторы письма обратили внимание на связь с разрезом депутата Верховного Совета Хакасии Игоря Пономаренко: «Их [разреза] «карманный депутат Пономаренко не интересы жителей Хакасии защищает, а участвует в разных политических интригах и только лозунги болтает, да саморекламой занимается.
«Хозяевам и руководству разреза тоже на жителей Хакасии плевать», — считают местные.
Игорь Пономаренко родился в Донецке в 1967 году. Окончил Донецкий государственный университет в 1992-м и Днепропетровский государственный университет внутренних дел — в 2013-м. В 1993—1996 году он возглавлял украинско-швейцарское предприятие «Фистаг-Дон», акционером которого была компания «Алмар» известного украинского бизнесмена Александра Шведченко, убитого в 1996 году. Позже он устроился заместителем заведующего отделом торговли и общественного питания горисполкома Донецка.
В 2008-м Пономаренко уже занимал должность начальника городской БТИ. Позже стал депутатом горсовета от «Партии регионов», а после бегства экс-президента Виктора Януковича из Украины и в разгар конфликта на востоке страны Пономаренко вместе с другим депутатом прежнего горсовета Александром Юриным и главой коммунального предприятия «Дирекция парков города Донецка» Игорем Мартыновым зарегистрировали в украинском реестре общественную организацию «Мирная инициатива» якобы для «оказания гуманитарной, правовой и психологической помощи населению, пострадавшему в зоне вооруженного конфликта». Уже осенью 2014 года премьер-министр непризнанной Донецкой народной республики Александр Захарченко назначил Мартынова главой администрации Донецка. Его замом и стал Игорь Пономаренко. В апреле 2016 года, по сообщению Vesti.ua, Пономаренко был задержан — власти ДНР обвинили его в получении взятки, сопряженном с вымогательством.
Игорь Пономаренко работает замдиректора разреза «Аршановский». Компанию возглавляет выходец из Луганска Владимир Лунев. Она принадлежит кипрском оффшору Zimber Investments Limited, а тот, в свою очередь, зарегистрирован на Британских Виргинских островах Suala Holding Limited и Bluenut Trading Ltd., а также кипрской Graftonex Investments Limited. Последнюю связывали с семьей Владимира Лунева.
Сын Владимира Лунева Андрей владеет московским ООО «Рутэк» вместе с Яковом Хором, отцом депутата
Фермеры, недовольные открытой добычей угля в Койбальской степи, называют «Рутэк» основным покупателем угля у разреза «Аршановский», который связан с ним напрямую. Чистая прибыль ООО «Рутэк» в 2019 году, по данным сервиса «Контур-Фокус», составила 9,5 млрд рублей. Это почти в 2,5 раза больше официальной выручки «Аршановского», принадлежащего оффшору.
В 2020 году, как и обратили внимание хакасские фермеры, Пономаренко действительно может «участвовать в разных политических интригах». Именно его и еще 14 человек депутаты парламента республики требовали проверить «на экстремизм» за распространение в мессенджерах и соцсетях оскорблений в адрес правительства Валентина Коновалова (КПРФ) и фейковую информацию. С Пономаренко связывали главу реготделения ОНФ Евгения Мамаева, которые и получил письмо от разгневанных фермеров.
Евгений Мамаев — бывший депутат горсовета Абакана от «Единой России». Он некоторое время работал в республиканском правительстве единоросса Виктора Зимина, который и проиграл первый тур выборов главы Хакасии коммунисту Валентину Коновалову. Также что Мамаев имеет опыт взаимодействия и с исполнительной, и с представительной властью. Но, несмотря на это, противники разреза до сих пор не получили ответа от него.
Единственная новость, касающаяся «Аршановского», вышла на сайте ОНФ в 2016 году. И тогда активисты обращали внимание на вред компании для экологии. Были возбуждены уголовные и административные дела. Но с тех пор, вероятно, многое поменялась, в том числе глава исполкома «фронта».
В 2017 году началось строительство понтонного моста через реку Абакан для вывоза угля с «Аршановского» к ближайшей железнодорожной станции. При этом у разреза есть разрешение на строительство безопасного, хотя и более дорогого железнодорожного моста. Вариант строительства своей ветки компания, похоже, даже не рассматривает, предположил один из собеседников Тайги.инфо, знакомый с ситуацией.
Проблемы с экологией и здоровьем людей будут расти пропорционально падению цен на уголь. Еще в августе 2020 года директор разреза Евгений Юрин прямо говорил, что «в кризис необходимо увеличивать объемы, тогда это обеспечит выживаемость». Соответственно, грузовики станут чаще ездить по уничтоженным дорогам.