Теперь они стали историей: немцы-меннониты и голландцы в Сибири
Сегодня мало кто знает, кто такие меннониты и что они делали в России и в Сибири. Вот пример: уже почти четыре десятилетия нет с нами замечательной певицы Анны Герман, но песни ее слушают и сегодня. Сама она считала себя полькой, но ее мать Ирма Мартенс происходила из семьи голландских меннонитов, которая переселилась в Польшу в далеком XVI веке. Совсем мало знают сибиряки о голландцах-меннонитах, которые живут в Сибири уже больше 100 лет.
Об их истории и судьбе Тайге.инфо рассказал главный редактор журнала «Сибирский Архив», историк Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Наверное, прежде всего, необходимо прояснить, кто такие меннониты?
— Во время Реформации в Германии в XVI веке недовольные реформами Мартина Лютера предложили другой вариант реформы христианской церкви, который получил название анабаптизма, что можно перевести как перекрещенство. Анабаптисты требовали перекрестить всех новых приверженцев, и отсюда появилось такое название. Появились даже анабаптистские пророки. Однако они потребовали не только переустройства церкви, но и всей социальной жизни, быстро став радикальным течением в протестантизме.
Против них выступили и католики, и протестанты, и вскоре в результате их совместных действий анабаптисты были разгромлены. Остатки общин, отказавшись от политического и социального радикализма, объединились вокруг голландца Менно Симонса, по имени которого они и получили своё название — меннониты. Они сохранили упрощённое богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.
Жили меннониты отдельными общинами, отгораживаясь от «грешного мира» и других христианских конфессий: католиков, лютеран и православных. Еще одной важной установкой меннонитов является принципиальный отказ брать в руки оружие. И всякий раз, когда их пытались привлечь к службе в армии, они предпочитали эмиграцию. В середине XVI века они оказались в Северной Германии, потом — в Восточной Пруссии. Следом пошла вторая волна эмиграции — в Польшу. И уже отсюда группы меннонитов по приглашению Екатерины II, которая стремилась заселить колонистами пустующие российские земли, двинулись в Россию.
Тайга.инфо: Где же меннониты поселились в России?
— Вначале рискнули приехать в нашу страну 228 семей. Екатерина II пообещала им немыслимые льготы: свободу вероисповедания, отсрочку от податей на 10 лет, и, главное, полное освобождение от военной и гражданской службы. Поселились они в Екатеринославской губернии. При Павле I появился второй район расселения меннонитов — Таврическая губерния. Затем меннониты поселились в Самарской губернии. Но как только в результате реформ Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая затронула и меннонитов, они потянулись в США.
Тайга.инфо: А как же они оказались в Сибири?
— В 1896 году при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление. Задачей управления был подбор подходящих для переселения земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также устройство переселенцев на новом месте. Однако переселение меннонитов в Сибирь приняло широкий размах во времена премьерства Петра Столыпина. Вот тогда-то голендры (так называли выходцев из Голландии) и начали селиться в Сибири. Конечно, сейчас трудно разобрать, кто из них был потомком выходцев из Голландии, а кто — из Северной Германии. Фамилии у них в основном были немецкие — Гильдебрант, Гинеборг, Кунц, Людвиг и тому подобные, а имена, как ни странно, польские — Юзеф, Катаржина, Петр, Нэлли…
Но давайте вспомним, что они долгое время жили в Польше, где собственно и стали почти поляками, хотя сохранили свою веру. В быту они разговаривали на украинском языке, молитвы читали по-польски, а при советской власти их всех записали немцами. Это и сыграло трагическую роль в 1942 году, когда их наряду с этническими немцами отправили в трудармию.
А тогда, в 1907 году, голендры поселились в Иркутской губернии в трёх сёлах, которые сейчас называются Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они переселились сюда с Волыни, привезя с собой одежду, плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Приехав на новое место, голендры построили дома, которых ещё не видели в Сибири — огромные тридцатиметровые строения, где под одной крышей помещались жилой дом, кладовые, сеновал, стайки для скота. Но, как выяснилось, это было очень удачным решением, ведь теперь в морозный день не надо было выходить на улицу, чтобы сделать все хозяйственные дела.
Привезли они с собой и свои обычаи. Самым ярким из них была свадьба: собирались на лугу, играли, танцевали под гармонь. На стол ставили картошку, масло, польский борщ, пшённую кашу на молоке и мёд. Невесте давали приданое: перину, три большие подушки и одну маленькую, которые укладывали в специальный сундук. На второй день свадьбы невесте — теперь уже жене — меняли простой чепец на сшитый из полоски кружевной ткани с цветами. Эту традицию голендры привезли из Голландии. Конечно, этот обряд постепенно трансформировался и сегодня уже вряд ли удастся увидеть ту свадьбу, которую отмечали голендры в начале ХХ века. Но с обычаями и бытом голендров сегодня можно познакомиться в музее, который был открыт в 2012 году в Пихтинске, правда для этого придётся проехать 300 километров от Иркутска.
Тайга.инфо: Меннониты также появились и на Алтае.
— Там меннониты также появились в годы столыпинских переселений. Но это были в основном немцы. В 1906 году был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков». Основная масса переселенческих посёлков появилась в Кулундинской степи. Переселенцы-немцы были католиками (их было немного), лютеранами и меннонитами. Среди переселенцев у меннонитов были лучшие хозяйства и бытовые условия.
Тайга.инфо: Интересно, почему так получилось?
— В отличие от других переселенцев, меннониты не жаловались на плохой климат и солонцы, а искали оптимальный способ использовать эти неблагоприятные условия для полеводства. И добились успеха: их запасы хлеба были самыми большими, а скот — самым лучшим. И здесь главным фактором стала их корпоративность, взаимовыручка и взаимопомощь. Меннонитские колонии на Алтае получали денежные ссуды от своих единоверцев в Таврической губернии. Кроме того, они добились от властей, чтобы им давали не душевые наделы, а семейные участки. В результате возникло подворное землепользование, которое оказалось более выгодным, чем подушевое.
В общей массе немецкого населения, которое переселилось в Томскую губернию, меннониты составляли около трети, а всего появилось 11 тысяч человек, которые создали 59 переселенческих посёлков. К примеру, поселение меннонитов в селе Ананьевке в Кулундинском районе, возникло в 1912 году. Поскольку они держались особняком от других переселенцев и от местных жителей, то они сохранили свой этнический облик вплоть до 1970-х годов. Переселившись в село, меннониты начали строительство школы и молитвенного дома. Но политические события — Первая мировая война, революции, Гражданская война, НЭП — внесли свои коррективы в жизнь села: часть его жителей эмигрировала в Канаду, а когда границу закрыли, то меннониты были вынуждены устраивать колхозную жизнь, пережили репрессии, негативное отношение к немцам во время Великой Отечественной войны.
Тайга.инфо: Как пережили меннониты основные события бурного ХХ века?
— Если речь идёт об особенностях меннонитского населения по сравнению с остальным немецким населением Сибири (лютеранами и католиками), то можно лишь отметить, что наиболее благополучными для них оказались годы новой экономической политики. Их хозяйства были наиболее кооперированными. И помощь в этом им оказывал Всероссийский меннонитский сельскохозяйственный союз.
НЭП также способствовал формированию в Сибири крупных фермерских хозяйств, которые засевали сотни десятин земли, держали наёмных работников и платили хорошие налоги. Меннонитский сельскохозяйственный союз помог обзавестись хозяйствам в Сибири тракторами и другой сельскохозяйственной техникой намного лучше, чем это было в других хозяйствах. Всё закончилось в 1928 году, когда под давлением властей этот союз объявил о самороспуске, а его местные отделения были закрыты.
Конечно, сыграла свою роль и атеистическая пропаганда в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы. Она нашла своих сторонников среди многих меннонитов, которые воспринимали теперь христианские идеи в их коммунистической интерпретации равенства и братства. Некоторые сибирские общины даже потребовали пересмотреть протестантское учение, начался раскол подобный тому, который происходил в православной церкви с активным продвижением обновленчества.
Тайга.инфо: Репрессии 30-х тоже не обошли стороной?
— В 1930-е годы значительное число меннонитов было репрессировано в качестве «агентов германской разведки» по делам «фашистских повстанческих организаций». В итоге были разрушены внутриобщинные связи, закрыты молитвенные дома, преследовались всякие формы религиозного обучения, ограничивалась деятельность проповедников. Религиозность оставалась лишь в быту и в узком кругу единоверцев.
Однако, как ни странно, это способствовало сохранению меннонитского вероучения, поскольку они всегда говорили о неизбежности и даже благости страдания как божественного волеизъявления, когда для «спасения бессмертной души» требовалась только личная вера.
Тайга.инфо: В наше время меннониты в Сибири это уже только история?
— После смерти Сталина меннонитские проповедники всё же смогли наладить постоянную связь между общинами внутри страны и даже с зарубежными единоверцами. В это же время начинается сближение меннонитов с баптистами, тем более, что их учения не слишком отличались друг от друга.
Особую активность проявлял один из последних старейшин меннонитов в СССР Генрих Петрович Фот, который объехал Урал, и побывал в Средней Азии, Новосибирске, Омске и Томске, способствуя сохранению религиозной жизни. Так, в Томске он рукоположил старших проповедников, дьякона и регента церковного хора. В 1963 году меннониты СССР вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, что ещё больше способствовало стиранию разницы между ними и собственно баптистами. А баптистами, как хорошо помнит старшее поколение, в брежневские годы пугали детей. И это, конечно, наряду с активной государственно-конфессиональной политикой в отношении «сектантов» не способствовало их успешной деятельности.
После августовских событий 1991 года начался очередной всплеск эмиграции, что привело к сокращению и без того немногочисленных общин меннонитов. К тому же, многие уже практически не отличались от баптистов. В итоге перепись 2010 года зафиксировала в России всего четверых меннонитов на всю страну. Теперь они стали историей…
Подготовил Владимир Кузменкин