Приговор Навальному. Точка невозврата
Но на процессе своего осуждения Навальный явил как минимум две добродетели, которых каждому из нас можно пожелать: гражданское достоинство и бесстрашие. А к этим вещам во всякие времена и во всяком живом народе было лишь одно – абсолютное уважение.
Ректор «Новосибирского открытого университета», философ Роман Шамолин рассуждает о том, что нельзя примириться с человеческой пустотой, называя суд над Навальным «точкой невозврата», где «логика и очевидность» просто провалились. Осужденный политик, по мнению автора, показал бесстрашие, которое во все времена ценится людьми.
В отношениях практически с любым человеком возможен момент, который называется «точкой невозврата». Это когда человек, пусть даже и некогда близкий тебе, делает или, напротив, не-делает или говорит нечто такое, что обрушивает о нем представление как о моральном субъекте. Когда ты воочию наблюдаешь отсутствие у этого человека внутреннего нравственного бытия, видишь его пустотность. Ты больше не можешь воспринимать его как нечто подлинное, имеющее смысл и содержание. Можно простить и примириться с человеческим тщеславием, с глупостью и даже с предательством. Но с пустотой примириться уже нельзя, ибо нет самого предмета для примирения.
Вероятнее всего, суд над Алексеем Навальным уже сделался такой показательной «точкой невозврата». Сложно представить себе более прозрачные, рациональные и элементарно-логичные доказательства своей невиновности в нарушении правил условного срока, чем те, что озвучил подсудимый. И сложно представить большую степень закрытости и стороны обвинения, и самого суда к очевидным вещам. Логика и очевидность провалились в пустоту. И вряд ли это объяснимо слабостью разума. Ведь даже слабейший разум способен к адекватным выводам, как показал это еще Сократ, когда своими вопросами привел полуобразованного мальчика-раба к доказательству пифагоровой теоремы.
Здесь дело в той самой пустоте нравственной, которая поглощает и превращает в ничто и видимое разумом, и видимое глазами. Подобно пустоте голема, глиняного существа, созданного лишь для того, чтобы исполнять повеления своего создателя. Имеет ли смысл обращаться к голему, который слышит и слушает лишь хозяйский приказ? И возможно ли уважать голема?
Что же до самого Алексея Навального. В прежние времена относится к нему можно было очень по-разному и, в том числе, весьма критично. Но на процессе своего осуждения Навальный явил как минимум две добродетели, которых каждому из нас можно пожелать. Гражданское достоинство и бесстрашие. А к этим вещам во всякие времена и во всяком живом народе было лишь одно — абсолютное уважение.