Лучший новосибирский педиатр о работе: «Сейчас модно каждое слово перепроверять у „врачей-блогеров“»
Педиатра Центральной клинической больницы в Новосибирске Анастасию Качурину признали лучшим медработником в декабре 2020 года. Врач рассказала Тайге.инфо о самых больших заблуждениях родителей про детское здоровье и работе с антипрививочниками.
Анастасия Качурина получила ежемесячную премию «Лучший медицинский работник Новосибирской области», учрежденную компанией «Сибантрацит» и хоккейным клубом «Сибирь». Любой житель Новосибирской области раз в месяц может выдвинуть на соискание премии одного работника здравоохранения, рассказав о том, почему именно он достоин награды. Премия будет вручаться ежемесячно в течение всего сезона КХЛ.
Тайга.инфо: Каким был ваш первый медицинский опыт?
— В 2008 году я на четвертом курсе института пошла работать медсестрой в областную больницу, в эндокринологическое отделение. Днем училась, а ночью работала.
Тайга.инфо: Вы ведь работали еще в районной больнице. Там было напряженнее, чем в ЦКБ?
— В районную больницу я приехала совсем молодым врачом, и у меня особо не было учителей, которые могли направить. Единственное, начмед, которая раньше работала педиатром, мне периодически подсказывала.
Но вообще это был интересный опыт: я закончила интернатуру, будучи беременной. Поработала в стационаре Линёво два месяца, ушла в декрет и уже через полгода вернулась на работу. Конечно, напряженно было, потому что не хватало узких специалистов, постоянно надо было придумывать, куда направить пациентов. Ну, и контингент в деревне совершенно другой — в основном, дети из многодетных семей, за которыми родители не всегда хорошо следят.
В ЦКБ работать гораздо интереснее, потому что здесь стационар, клиническая база, те же МРТ, УЗИ в шаговой доступности.
Тайга.инфо: Какой самый неожиданный диагноз вы находили у пациента?
— Случайно выявляли абсцесс в почке. Обычно, если что-то находим профильное, то перенаправляем сразу, маршрутизация отлажена. Бывает, что и в приемный покой, минуя скорую и поликлинику, обращаются, допустим, с эндокардитом или миокардитом.
Тайга.инфо: Есть ли у вас какая-то схема работы с антипрививочниками? Пытаетесь ли переубеждать их?
— Не вижу смысла пытаться что-то вдалбливать, хоть сейчас и действительно много их. Минимальные осложнения после прививок, конечно, есть. Но я специально не убеждаю, если, например, мать считает, что у ребенка после прививки развился ДЦП (Это не так — прим. Тайги.инфо), и она не ставит вакцину другим детям. Объясняю, что последствия от той же кори гораздо страшнее, чем от прививки. Привожу примеры из практики, как коклюш протекает
Тайга.инфо: В большинстве случаев это срабатывает?
— А я не могу вам сказать, я же в стационаре работаю. Родители потом идут в поликлинику, и неизвестно, будут они прививать ребенка или нет. Убежденным антипрививочникам говорю: «Мне не верите, хотя бы посмотрите ролики на эту тему интернете». Все же доступно сейчас.
Тайга.инфо: Все-таки больший процент — это сомневающиеся антипрививочники? Или убежденные?
— В Академгородке — единицы убежденных, бесполезно объяснять, это их путь. А сомневающихся практически нет, потому что в поликлиниках достаточно грамотные педиатры.
Тайга.инфо: На ваш взгляд, нужно ли принимать какие-то меры на административном уровне, чтобы снизить количество отказов от прививок?
— Я думаю, выйдет наоборот. Родители в ответе за своих детей. Конечно, страшно, когда дети из-за этого умирают. Недавно слышала про семью, где ребенку не ставили прививки, и он скончался от коклюша, а родители начали обвинять медорганизацию, потому что его все-таки начали лечить.
Возможно, в таких случаях стоит применять «оставление ребенка в опасности» (ст. 125 УК РФ).
Тайга.инфо: С какими самыми глупыми заблуждениями о детях и здоровье вам приходилось сталкиваться?
— Родители часто такое выдают! То морковным соком поят с рождения, чтобы ребенок привыкал, то сгущенку вводят в прикорм в два месяца вместо молока, садят в месяц. Бывает, дети тяжелые поступают, а диету не соблюдают. Или коровье молоко ребенку убрали из рациона, а козье оставили, хотя оно такое же аллергенное.
Тайга.инфо: На приеме чаще дети боятся или родители? К кому из них проще найти подход?
— Дети всегда чувствуют родителей. Если родитель спокоен на приеме у врача, то и ребенок тоже, поэтому со взрослыми тяжелей. После двух лет хорошо бы проговаривать ребенку все действия врача, готовить его к приему, чтобы ему не так страшно было.
Сейчас еще модно каждое слово перепроверят в интернете, у «врачей-блогеров», говорить, мол, «Не ходи — тебя залечат».
Тайга.инфо: «Врачи-блогеры» — это больше проблема для педиатрической практики?
— Мы для того и учились, чтобы объяснять свою точку зрения, если она отличается от блогерской. В соцсетях есть и грамотные врачи, на некоторых я даже подписана, хоть и не со всем согласна. Больше удивляют комментарии под постами. Некоторые мамы переворачивают все по-своему, поэтому тут, скорее, зависит не от «врача-блогера», а от того, как родители это применяют.
Тайга.инфо: Почему для вас дети — самые благодарные пациенты?
— Эмоционально благодарные. В процессе лечения ты видишь, как они становятся бодрее, веселее, лучше начинают общаться. Если они на входе рыдают, плачут и вообще не понимают, что происходит, то на выходе машут и улыбаются.
Когда в больницу привозят бабушку лежачую: ее полечили и увозят в том же состоянии. А ребенка на руках принесли — и он потом убегает своими ногами. Ты лечишь и видишь выздоровление.
Тайга.инфо: Стало ли вам тяжелее работать в пандемию?
— Тяжелее не стало. Соматика убавилась. Если в прошлом году у нас была просто куча пневмоний, каждый день с ними обращались, свободных мест в отделении не было. Сейчас нет такого наплыва: с теми же бронхитами, ОРЗ реже приходят. Может, родители научились следить за гигиеной детей, перестали водить сопливых и кашляющих в садики и школы?
Наплыв прекратился как только карантин объявили, закрыли школы и сады. Контакты прекратились, дети перестали передавать друг другу заболевания. Возможно, некоторые родители старались не обращаться к врачам, потому что боялись, что из-за ребенка всю семью на карантин закроют.
Тайга.инфо: Считаете ли вы работу педиатра в каком-то смысле опасной?
— Работа любого врача в плане юридической незащищенности опасна.
Тайга.инфо: Что для вас самое страшное в работе?
— Страшно, что ребенок не выздоровеет, что я не смогу помочь.
Тайга.инфо: Имеет ли врач право на ошибку?
— Риторический вопрос. Наверное, права не имеет, но ошибаются в любом случае все. И не всегда в невылеченной болезни виноват только врач, как пытаются сейчас доказывать родители, а некоторые прокуроры с ними соглашаются.
Тайга.инфо: Вам часто приходится выступать еще и психологом для родителей?
Постоянно. Например, когда ребенок в обморок упал, пока оказываешь помощь, тут же попутно утешаешь: «Папочка, мамочка, не волнуйтесь, посидите». Человек успокаивается, когда ему объясняешь, что случилось.
Группа «Сибантрацит» — крупнейший в России производитель металлургических углей, мировой лидер по выпуску высококачественного антрацита. Объем производства в 2019 году — 23,7 млн тонн угля и антрацита. В группу входят ведущие угольные компании Новосибирской области — АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный», крупный производитель угля в Кемеровской области ООО «Разрез Кийзасский».