Бурятский правозащитник объяснил свою эмиграцию «политическим мотивированным» делом

Руководитель бурятского отделения «Сибирь без пыток» Евгений Хасоев записал первое видеообращение после отъезда из России. Он заявил, что продолжит заниматься правозащитной деятельностью, несмотря на «политически мотивированное» преследование по делу о клевете.
Правозащитник Евгений Хасоев покинул страну из-за возбуждения «политически мотивированного» уголовного дела, сообщил кинорежиссер Артем Бурлов в телеграм-чате сторонников Навального в Улан-Удэ 31 марта.
«Друзья мои, правозащитную деятельность я не бросил. За период времени, что я нахожусь в эвакуации, я получил 20-25 тыс. рублей. Я вам очень благодарен и признателен за вашу поддержку и помощь, что вы меня не бросаете, не оставляете. Позиции я не сдал, буду работать и бороться», — говорит Хасоев в опубликованном обращении.
Правозащитник отметил, что в настоящее время его банковские счета заблокированы, и попросил финансовой помощи.
Об отъезде юриста из России сообщил телеграм-канал «Заправка 38» 26 марта (оригинальный пост удален). По информации канала, на правозащитника возбудили второе уголовное дело о клевете. Мужчину якобы хотели поместить в психоневрологический стационар.
8 февраля 2021 года Евгений Хасоев приехал в Советский районный суд Улан-Удэ для представления интересов гражданской активистки. На улице между ним и судебным приставом якобы возник конфликт.
В тот же день управление СК по Бурятии возбудило уголовное дело по ч.1 ст. 318 УК (угроза применения насилия в отношении представителя власти). По версии следствия, Хасоев якобы попытался зайти в закрытое на ремонт помещение, и, получив замечание от пристава,ответил «агрессивно и предложил выйти на улицу, чтобы разобраться», где позже достал из кармана складной нож и шило.
Группа российских правозащитников направила в Генпрокуратуру РФ заявление о недопустимости преследования Хасоева за правозащитную деятельность. Они настаивают на том, что у юриста во время задержания не было при себе холодного оружия, а уголовное дело было инициировано, чтобы воспрепятствовать его профессиональной деятельности в Бурятии и защите пострадавших по политическим делам.
Евгений Хасоев — известный бурятский правозащитник, сотрудничает с организацией «Сибирь без пыток». Он защищал интересы потерпевших в делах о полицейском насилии, в том числе — о пытках в отделе полиции №2 УМВД России по Улан-Удэ, где 17-летнего молодого человека могли изнасиловать бутылкой.
Кроме того, Хасоев также помогал задержанным после массовых акций 23 и 31 января. Он, например, представлял в суде интересы блогера Никиты Синько, которому, по его словам, полицейские угрожали, «что кинут его в камеру с урками, не давали ему пить, есть, даже сходить в туалет».
Евгений Хасоев — бывший оперативник уголовного розыска МВД. Он, в частности, некоторое занимался громким делом об убийстве двух молодых девушек в местечке Клюквенная падь, был в командировке в Чечне. В 2015 году, когда майор Хасоев был уже на пенсии, его задержали на автобусной остановке полицейские под предлогом проверки документов, а затем избили и пытали с помощью противогаза, требуя взять на себя ограбление банка. Советский районный суд Улан-Удэ лишь признал задержание незаконным и назначил ему компенсацию в размере 10 тыс. рублей, но сотрудников не удалось привлечь к ответственности из-за истечения срока давности по делу.