Волна краж из банковских ячеек докатилась до Новосибирска
Уверен, что при соблюдении всех правил можно хранить ценности в картонной коробке, из картона сделать и хранилище, но сделать это правильно, чтобы посторонние не имели доступа к чужим ячейкам. Все элементарно просто.
Банковский работник с более чем 20-летним стажем, экс-управляющий банка «Глобэкс» в Новосибирске Василий Ожередов рассуждает о недостатках законодательства и разрешительных документов, которые делают возможным кражи из банковских ячеек депозитариев. Ранее новосибирцы обнаружили пропажу денег из своих сейфовых ячеек «отделения по работе с vip-клиентами» Альфа-банка. Они обратились в Генпрокуратуру с жалобами на «затягивание следствия».
Я проработал в банках больше двадцати лет, сам разрабатывал правила посещения депозитария. Отделений построил больше 10, ячеек там было больше 1000, но за 20 лет таких случаев (пропажи из банковских сейфов) не было. Вначале эти кражи выглядели как единичные случаи, не очень системные, но затем они начали повторяться. Я посмотрел в интернете информацию о подобных преступлениях, и, честно говоря, волосы зашевелились. Это приняло по стране мощный размах, разные города, десятки случаев, если не сотни за последнее время. Это говорит о сложившейся криминальной схеме — это раз, второе — в ней, судя по всему, участвует достаточно большое количество профессиональных лиц (профессиональных в криминале). Ну, и самое главное, что есть определенные причины, которые позволяют уйти от ответственности.
Эта волна краж из депозитариев и до Новосибирска докатилась, что вызывает определенную тревогу. Хотя о других случаях (кроме Альфа-Банка) мне неизвестно. Но здесь, справедливости ради, не только «Альфа», процесс идет в целом по стране, где тонко, там и рвется. Мое личное убеждение, что если правильно организован процесс хранения ценностей клиентов, то этих вещей можно было бы избежать.
Я могу, навскидку назвать 4−5−6 возможных версий, которые могли привести к подобному случаю, но для широкой публики все же не стоит этого делать. А то может быть и седьмая, и восьмая, и десятая. Если говорить о вовлечении банковских работников в криминальную схему, то да, в ряде случаев они имели возможность доступа к запасным ключам в депозитариях и участвовали в хищениях. Такие факты есть и они зафиксированы в уголовной хронике. Но говорить об отношении конкретных моих бывших коллег в этом случае все же пока опрометчиво.
Стоит отметить, что раскрываются такие преступления весьма тяжело. Случаи разоблачения преступников носят единичный характер — это раз, второе — всеми правдами и неправдами эти случаи скрываются, третье — негативная судебная практика, которая не предоставляет защиту потерпевшим в возмещении ущерба. Здесь кроме потерпевших никто в дураках не оказывается, банки ничего не теряют. Это порождает безнаказанность со стороны возможных участников.
Как это исправить? Первое — должна быть сформирована судебная практика, которая бы предоставляла полную защиту от подобных случаев хищений. Второе — должны быть обязательные случаи страхования ответственности банка. Пока что все, что касается хранилищ клиентов, носит добровольный характер. И, возможно, подкорректирована судебная практик и законодательство.
Банки, гарантируя анонимность операции клиента, учитывают вековой опыт, возводят каменные стены, хитрые замки устанавливают, но если это все напрасно, уверен, что они свою функцию однозначно не выполняют.
Уверен, что при соблюдении всех правил можно хранить ценности в картонной коробке, из картона сделать и хранилище, но сделать это правильно, чтобы посторонние не имели доступа к чужим ячейкам. Все элементарно просто.
И еще. Есть интимная тонкость этой операции — клиент обращается в банк с надеждой сохранить анонимность и конфиденциальность своих действий, а при пропаже ценностей из сейфа эта операция идет ему во вред. Банк начинает его шантажировать источником происхождения ценностей, заставляют доказывать их происхождение, допускают разглашение анонимной информации. Поэтому многие клиенты плюют на это и опускают руки.
Настораживает такой факт — во многих случаях из ячеек пропадает только часть денег. Трудно представить, что проникший в хранилище ворюга проявил бы такое благородство.