Республика Алтай: новый передел рынка утилизации ТКО
В Республике Алтай начинает работать новый регоператор по обращению с ТКО. Ранее этим занималось ООО «Коммунальщик», с которым договор расторгнут. За время его работы по сообщениям в СМИ и социальных сетях можно составить хронику мусорного апокалипсиса. Несмотря на позитивные ожидания, недовольство ранее сложившейся с мусором ситуацией сохраняется. Ответственные за проблему чиновники так и не объяснились в публичной плоскости, а депутаты попытались переложить вину на другие ветви власти.
Ситуация с ТКО в Республике Алтай начала осложняться с января 2019 года, когда в стране начал действовать новый порядок работы с отходами. В каждом субъекте появились региональные операторы. В Республике Алтай территория Горно-Алтайска, Маймы, Турочакского и Чемальского районов попала в зону ответственности ООО «Коммунальщик». Фирма стала оператором по обращению с ТКО по итогам тендера, проведенного министерством регионального развития Республики Алтай. Была подана единственная заявка, от ООО «Коммунальщик», с этой же фирмой в итоге было решено заключить контракт.
Новый оператор оказался неспособен выполнить свои обязательства. Недовольство нарастало, как снежный ком. Жители выкладывали в соцсетях фотографии переполненных контейнеров из различных населенных пунктов, которые было сложно отличить друг от друга. Проблема попала в фокус внимания местной прессы.
Осенью 2020 года Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в очередной раз оштрафовало ООО «Коммунальщик» — на 30 тыс. рублей. Свой пресс-релиз ведомство проиллюстрировало реальной фотографией: горы отходов лежали на асфальте рядом с площадкой, огромный кусок желтого полиэтилена был распластан поверх ядовито-зеленых контейнеров.
На свалке в Горно-Алтайске вывелись полуметровые крысы, свидетельствовал читатель независимого оппозиционного ресурса «Листок»: «Моя собака их боится».
У «Коммунальщика» до сих пор нет лицензии на обезвреживание и утилизацию отходов, заявку фирмы Росприроднадзор отклонил из-за недостатков, которые не устранены до сих пор, писал журналист ресурса «Новости Горного Алтая» Валерий Данилов.
Несмотря на сложность ситуации, Республика Алтай вошла в топ-6 регионов страны, где тариф за вывоз мусора подорожал больше всего. Лидерство принадлежит центру федерального округа — Новосибирской области, где рост составил 39,2%. Но повышение тарифа в республике также существенное — 11,8%.
В Майме «Коммунальщик» не только не справился с вывозом отходов, но и поставил на грань разорения предприятие по переработке ТКО, которое до этого успешно сортировало и утилизировало мусор. Эксперты задаются вопросом — куда ушли субсидии, выделенные на приобретение нового оборудования, контейнеров и прочего.
Но ответственные за срыв мусорной реформы чиновники не спешили объясниться. Республиканский минрегионразвития, который проводил конкурс и определил в качестве победителя ООО «Коммунальщик», до сих пор крайне немногословен и редко комментирует ситуацию. Так, осенью 2020 года по итогам выступления замминистра на комиссии Эл-Курултая пресс-служба выпустила релиз с обтекаемыми формулировками. Один из главных тезисов — Республика Алтай не единственная в стране столкнулась с проблемой утилизации ТКО.
Тем не менее провал в этой сфере обернулся личной ответственностью для регионального министра Олега Пьянкова — он был уволен.
Немногословны и депутаты республиканского Эл Курултая, хотя проблему не отрицают. По мнению председателя профильного комитета — по экологии и природопользованию — Вячеслава Рябченко, основная вина лежит на муниципальных образованиях, поселковых поселениях.
«Контейнерные площадки принадлежат муниципальным образованиям», на «их обустройство были выделены бюджетные средства», — приводил он цитату из выступления замминистра регионального развития Виктора Емельянова, рассказывая на своей странице в соцсети об итогах заседания рабочей группы, посвященной организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Алтай.
Депутат признал недостатки, но почему-то замолчал вину фирмы ООО «Коммунальщик». Именно местные администрации несут ответственность за сбор и утилизацию мусора: «Сегодня должна возростать и напрямую стимулироваться ответственность органов МСУ, как районов, так и сельских поселений». (орфография сохранена)
«На местах всегда проще и эффективнее решать задачи по поддержанию чистоты и экологической уникальности наших мест общего пользования», — заявил он. Каким именно образом Рябченко видит «ручное управление» сельского поселения при уборке мусора, он не уточнил.
В ответ на обращение жителя села Майма по поводу мусора, который не вывозился в течение пяти дней, Рябченко обещал связаться с «министерством регионального развития республики и администрацией района».
«Администрация города в рамках имеющихся полномочий не имеет реальных рычагов для давления на фирму», — отвечала ранее на подобные обвинения на своей странице в соцсети глава администрации Горно-Алтайска Ольга Сафронова.
«Ежедневно, в том числе благодаря вашим сообщениям, комментариям и фотографиям, сотрудники Отдела административной практики составляют протоколы (акты осмотра) контейнерных площадок и направляют их в Министерство регионального развития РА, Министерство природы РА
Но отчего же депутатам было не спросить напрямую с мусорного оператора, ООО «Коммунальщик»? Вероятно, ответ можно найти, если проанализировать бизнес владельцев компании. Хотя вопросов может появиться еще больше.
За последние 15 лет в республике работало две фирмы с названием «Коммунальщик», во владельцах и руководителях которых фигурировали люди с одними фамилиями.
Регоператор «Коммунальщик», по данным «Контур-Фокус», был зарегистрирован в 2012 году. Директором фирмы был Валерий Мизгирев. Тот же Мизгирев в 2012 году указывался как владелец ООО «Турачак-Тур». Сейчас этой фирмой владеет Мария Валерьевна Мизгирева. Мария Мизгирева какое-то время была собственницей «Коммунальщика». Обе фирмы зарегистрированы в Майме, но по факту владельцы могут иметь интересы в Турочаке. Нынешний председатель комитета по экологии и природопользованию Эл Курултая Вячеслав Рябченко тоже из Турочака.
В 2012 году «Турачак-тур» возглавлял Валерий Мизгирев — полный тезка бывшего владельца компании, но в базе «Контур-Фокус» у него указан другой ИНН. С этим ИНН Мизгирев фигурировал в нескольких компаниях, среди которых есть еще один «Коммунальщик», который среди прочего занимался обращением с бытовыми отходами. И этот «Коммунальщик» был признан банкротом.
Предприятие задолжало Россельхозбанку более 18 млн, задолженность была частично погашена во время конкурсного производства, следует из материалов банкротного дела. Поручителями по кредиту назывались «
Новый «Коммунальщик» сейчас, кстати, возглавляет Оксана Владимировна Мизгирева. Ранее ее ИП было обанкрочено по иску все того же Россельхозбанка на сумму более 4,5 млн рублей.
Каким образом очередная фирма Мизгиревых, имеющих не очень успешную финансовую историю, стала единственным участником и победителем аукциона по выбору регоператора? Чей административный ресурс помог предпринимателям, запутавшимся в долгах, вдруг начать новое и, судя по всему, весьма выгодное дело?
С 2016 года выручка «Коммунальщика» выросла с 5,3 млн рублей до почти 111 млн в 2020-м. С 2018-го она увеличилась почти в полтора раза.
Мог ли Вячеслав Рябченко не знать о проблемной фирме и об аукционе по выбору оператора? Возможно. Но тогда отчего он переносил ответственность на местные администрации? Казалось бы, предкомитета по экологии должен был сосредоточить все усилия, чтобы изменить ситуацию, установить виновных, добиться исправления ситуации, от которой устали все жители республики, от рядового лесозаготовителя до чиновника.
Только на первый взгляд проблема с мусором объясняется разгильдяйством и отсутствием техники. Множество моментов заставляют предположить, что речь может идти о спланированной схеме по освоению бюджетных средств. Таким образом, произошедшая катастрофа с утилизацией мусора в Республике Алтай требует тщательного расследования, вмешательства прокуратуры и правоохранительных органов.
В марте 2021 года республиканский минрегион объявил новый конкурс по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами административно-производственного объединения №1, в которое входит Горно-Алтайск, Майминский, Чемальский, Чойский и Турочакский районы. На конкурс подали заявки компании ООО «Алтайсервис», омское ООО «Экотранс» и АУ «Кызыл-Озек-Сервис». За свои услуги они попросили 1,287 млрд рублей, 1,261 млрд рублей и 1,258 млрд рублей соответственно. Победителем стал «Кызыл-Озек-Сервис».
Антон Иванов