Новосибирский депутат Александр Аксёненко: На школьных психологах нельзя экономить

Проблему детской и подростковой агрессии и пути ее решения в стенах школы обсудили специалисты от сферы образования и депутаты новосибирского законодательного собрания. Откуда берется буллинг, почему школа может стать тюрьмой и сколько стоит душевное здоровье подростков – в репортаже Тайги.инфо.
В работе круглого стола, посвященного проблеме детской и подростковой агрессии и путям ее решения в школе, приняли участие депутаты новосибирского заксобрания Александр Аксёненко и Елена Спасских, региональный детский омбудсмен Надежда Болтенко, специалисты-психологи и директор цирка хулиганов из Санкт-Петербурга Лариса Афанасьева.
В начале работы замдиректора «Областного центра диагностики и консультирования» Татьяна Абрамова поделилась с коллегами результатами проводимого центром мониторинга.

Самая неблагоприятная суицидальная обстановка в детской и подростковой среде в 2018-2021 годах сложилась в Барабинском, Карасукском, Купинском, Ордынском и Чулымском районах области, Ленинском и Октябрьском районах Новосибирска - здесь "завершенные" случаи наблюдаются дважды в год, либо ежегодно. В зоне высокого риска находятся Бердск, Искитим, Кольцово и еще десяток районов.
На территории области действуют 622 службы медиации и примирения, в которых работает 2611 специалистов, и 190 мобильных бригад по профилактике буллинга, при этом зачастую в состав таких служб включены по одному обучающемуся, либо вовсе ни одного. Абрамова озвучила предложение внести эффективность работы служб медиации в число критериев оценки деятельности глав администраций и руководителей системы образования.

Сегодня крайне низкая обеспеченность педагогами-психологами приходится на Венгеровский, Доволенский, Колыванский, Краснозерский, Купинский и Сузунский районы. Острый дефицит школьных психологов наблюдается во всех районах Новосибирска – только в столице региона не хватает более 230 специалистов.
В большей части образовательных организаций педагоги-психологи приняты на 0,2 - 0,5 ставки и совмещают эту работу с деятельностью учителей-предметников. Даже на существующих ставках, по словам экспертов, психологи вынуждены больше заниматься бумажной работой, чем общением с реальными детьми и их родителями.
Базовый оклад молодого специалиста-психолога при ставке 36 часов в неделю составляет около 7 тыс. рублей в месяц, специалист высшей категории без надбавок может рассчитывать на 11 тыс. рублей.

«Деструктивное поведение – это результат непрожитой жизни, – напомнила коллегам слова Эриха Фромма педагог-психолог школы №82 Екатерина Веселова. – Всю профилактику мы можем строить основываясь на этом».
Она обратила внимание, что, по существующим нормативам, одна ставка психолога положена на 300 обычных учащихся или на 20 детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
«Те есть, если в школе 1000 учащихся и 20 из них с ОВЗ, то на школу положено четыре психолога, но такого не будет никогда, – поясняет Веселова. – Если в школе есть хотя бы три специалиста, то они не должны работать разрозненно, они должны составлять единую психологическую службу».
По статистике детского благотворительного фонда «Солнечный город», от 80% до 90% семей попадают в кризисные ситуации из-за алкоголизма: у родителей наблюдается сниженная ответственность за собственную жизнь и жизнь детей, а дети идут по пути родителей, так возникают «династии неблагополучия».

«Прикольно, когда мы с командой работаем в районах области, – поделилась наблюдениями директор «Солнечного города» Марина Аксенова. – Знаете, где там ребята тусуются? В "Марии Ра", например. Это факт! Нужно детей оттуда вытаскивать и предоставлять им достаточно занятий и пространств, где им было бы интересно, весело и не хотелось бы думать о каких-то нехороших вещах. Нужно заниматься, в том числе, созданием каких-то ресурсных кабинетов, безопасных пространств в рамках школы, чтобы ребенок мог туда просто придти, тихонько посидеть, чтобы там был человек, пусть даже не из школы, но которому ребенок мог бы довериться».

Также Аксенова обнародовала расчеты фонда, согласно которым профилактическая работа с детьми и кризисными семьями обходится государству в десятки раз дешевле, чем содержание детей-сирот, в тех случаях, когда профилактика не проводится или проводится не эффективно.
По телемосту из Санкт-Петербурга об уникальном опыте работы с трудными подростками участникам круглого стола рассказала директор «Упсала-цирка» – единственного в мире цирка хулиганов – Лариса Афанасьева. Она описала, как на базе коррекционных школ Петербугра создавались цирковые студии, где дети могли проявить свои таланты и объединиться по интересам, как удалось преодолеть «атмосферу тюрьмы», которая традиционно складывается в таких школах.
Афанасьева отметила, что необходимо среди прочего привлекать к работе с детьми молодых, "заряженных" специалистов, потому что невозможно «продолжать общаться с новыми поколениями языком 80-х годов прошлого века», школа должна становиться более открытой, а профессию учителя нужно делать самой достойной и престижной, особенно учитывая, что в молодежной среде есть много желающих заниматься педагогикой.

«Сегодня мы обсуждали с вами буллинг и кибербуллинг в школах, а я вам скажу, что наблюдается уже буллинг в лечебных учреждениях, в стационарах, в детских отделениях, - отметила детский омбудсмен Надежда Болтенко. - Это беда, поэтому нам необходимо усиливать службу педагогов- психологов и социальных педагогов. Ведь в любой резонансной ситуации, когда что-то случается с ребенком, первый вопрос, который задают: "А где был школьный психолог?"»
По данным уполномоченного по правам ребенка, на 11 сентября 2020 года на 2500 необходимых полных ставок педагогов-психологов в области работало 1208 специалистов, которые совместно замещали только 93 ставки.
Такой анализ, по словам Болтенко, нарушает права ребенка, хотя психолого-педагогическая помощь в России закреплена законодательно законом «Об образовании» и относится к компетенции субъектов федерации.

Депутат Александр Аксёненко пообещал участникам круглого стола, что поддержит их предложения по комплектации ставок школьных психологов при формировании регионального бюджета на следующий год.
«Проблема насущная, проблема колоссальная, но надо с чего-то начинать, мы должны заботиться о будущем наших детей в первую очередь, — подчеркнул Аксёненко. — Убежден, что у директоров школ не должно быть выбора: разграничивать полномочия или делить ставки. Психолог нужен, он должен быть обеспечен и должен заниматься своей профильной работой. На этом экономить нельзя, потому что речь идет о будущем нашей страны».
Михаил Кузнецов