Новая культурная реальность
Пандемия коронавируса коренным образом изменила культурную жизнь в России: если многие из учреждений вынужденно приостановили свою деятельность, то онлайн-технологии в этой сфере переживают настоящий «бум». О сложностях и новых тенденциях в культурной жизни страны в сложный период – вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области, руководитель фракции ЛДПР Наталия Красовская.
Тайга.инфо: В какой степени повлиял COVID-19 на культурную жизнь страны?
— Безусловно, влияние пандемии оказалось более чем существенным. С одной стороны, попытки перевести культурную жизнь в онлайн открыли для ценителей культуры новые возможности. Ведущие театры делятся видеозаписями лучших спектаклей, а некоторые даже организуют прямые трансляции со сцен театров, куда любителю искусства достаточно сложно попасть «вживую». То же происходит и с музеями, которые выкладывают видеоэкскурсии по своим экспозициям и организуют многочисленные виртуальные встречи с известными специалистами в области искусства. У читателей появилась возможность приобретать книги напрямую на сайтах издательств. С другой стороны, следует помнить о том, что учреждения культуры в нашей стране понесли и продолжают нести колоссальные убытки: лишь по Новосибирской области ущерб оценивается в сотни миллионов рублей. Если же перевести эти суммы в «человеческий фактор», то хочется напомнить, что 7,5% работающих россиян заняты в творческой индустрии, дающей нашей стране 6% ВВП, при этом значимая часть работников культуры представлена молодёжью и женщинами, которые трудятся на грани финансовой устойчивости. Как следствие, бедственное положение культурной сферы напрямую негативно повлияло и на уровень общего социального благополучия в нашей стране.
Самыми сложными для органов власти стали месяцы самоизоляции, когда надо было принимать неотложные меры поддержки культуры. Именно тогда в реестр отраслей экономики, более всего пострадавших от коронавируса, была включена деятельность театров, музеев, зоопарков и сферы кинопроката. Сегодня решения государства обрели более системный и долгосрочный характер, они рассчитаны на восстановление экономической активности учреждений культуры.
Тайга.инфо: Благом или несчастьем, на ваш взгляд, оказался для российской культуры онлайн-формат многих мероприятий?
— Здесь всё не так однозначно. Оговорюсь сразу, что полностью заменить эффект присутствия и эмоциональную отдачу от него виртуальные формы трансляции материала не в состоянии, и с ослаблением ограничительных мер мы ещё станем свидетелями взрывного интереса людей к культурным событиям в офлайн-сфере. Несмотря на это, развитие цифровой составляющей в культурной сфере имеет немало положительных сторон. Например, в период самоизоляции цифровизация культуры помогла нам сохранить морально-психическое здоровье населения, когда театры массово переходили к онлайн-трансляциям, артисты могли радовать аудиторию исполнением через соцсети, а музеи создавали виртуальные туры. Хотелось бы напомнить, что портал «Культура» сегодня набирает более миллиона просмотров только за один день.
Использование технологических достижений в культурной сфере развивалось поступательно, но пандемия ускорила переход в цифровую среду и выступила в роли катализатора, придавая импульс активной цифровизации культуры. В силу того, что молодые люди более уверенно пользуются различными гаджетами, молодёжь также приблизилась к культуре. Для тех же, кто из-за физических ограничений или удалённости от центров культуры был лишён возможности прикоснуться к объектам мирового культурного наследия, цифровой формат вообще оказался единственно доступным.
Наконец, востребованность цифровых услуг у россиян привела к большей включённости учреждений культуры в цифровую среду. Многие всероссийские акции прошли в онлайн-формате, а региональные и муниципальные культурно-досуговые учреждения получили больше возможностей для продвижения своих мероприятий.
Тайга.инфо: Можете ли вы иллюстрировать эти тенденции на примере Новосибирской области?
— Одно из ключевых конкурентных преимуществ региона — статус культурного центра Сибири. Именно здесь ежегодно открываются сотни юных дарований, а талантливые подростки более десятка лет подряд удерживают Новосибирскую область в тройке лидеров на Дельфийских играх. Поэтому с началом пандемии региональный минкульт обратился в федеральные органы власти с просьбой о предоставлении мер поддержки для учреждений культуры, чтобы не потерять в культурной сфере достижений, наработанных десятилетиями. Характерно, что областному заксобранию удалось сохранить финансирование проекта «Культура малой Родины» в бюджете на 2021 год, что составило более 200 млн рублей.
Упомяну и о цифровизации культурной сферы. Только в рамках Года памяти и славы прошло около 150 мероприятий с использованием онлайн-технологий. И если до пандемии творческие коллективы по тем или иным причинам не могли выезжать в крупные города России, то онлайн-формат дал им возможность как участвовать в этих мероприятиях, так и приглашать их к себе. В частности, в июле состоялся V областной онлайн-фестиваль «Единение славянских народов», где приняли участие фольклорные ансамбли и мастера декоративно-прикладного творчества. В октябре пройдёт международный фестиваль актуального театра «Хаос», в котором, кроме театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Казани, Воронежа и Томска, виртуальное участие примут швейцарские театры, Гёте-институт, Польский культурный центр. А «Сибирский огонь», крупнейший за Уралом фестиваль исторической реконструкции, который был отменён в 2020 году, на сей раз развернётся в онлайн-формате.
Тайга.инфо: Как полагаете, что нужно сделать на законодательном уровне, чтобы поддержать культурную сферу?
— В период пандемии культурная сфера понесла колоссальные убытки, но её значение для устойчивого развития страны не может измеряться объёмами затрачиваемых на культуру средств. Необходимо расширять программы грантовой поддержки деятельности творческих организаций и независимых работников искусства. В учреждениях культуры сейчас мало посетителей по причине ограничений, и это может стать толчком для реализации масштабной программы ремонта театров, домов культуры и сельских клубов. Поскольку медиатехнологии внедряются в сферу культуры всё активней, возникает и потребность в новых специалистах — интернет-маркетологах, операторах и видеомонтажёрах, готовить которых надо уже сейчас, не дожидаясь обострения дефицита.
Кроме того, сельские жители не имеют таких же возможностей подключения к интернету, как горожане, а люди пожилого возраста зачастую не обладают навыками работы в интернете и просто не могут найти и включить нужную им трансляцию культурного мероприятия. Здесь не следует забывать о том, что статья 44