Письмо омской олимпийской чемпионки о любви к «Ведьмаку»
Пока власти и Роскомнадзор хотят распространить «закон Яровой» на видеоигры и обязать операторов хранить весь пользовательский трафик под предлогом очередной борьбы с терроризмом, омичка Виталина Бацарашкина побеждает на Олимпиаде с медальоном из «Ведьмака» и рассказывает о любви к другим видеоиграм. А еще она перечитывает книги Анджея Сапковского.
Сайт Sports.ru опубликовал открытое письмо олимпийской чемпионки по стрельбе Виталины Бацарашкиной, которая представляет Омскую область. В нем она рассказывает о видеоиграх и любви к книгам Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте. Тайга.инфо перепечатывает текст.
Видеоиграми я начала увлекаться с самого детства. У дяди был компьютер с кучей разных игр — я наблюдала, как он играет, мне нравилось.
В детстве я обожала «Как достать соседа». Когда подросла и появился ноутбук, играла в Point Blank — дядя меня познакомил с ней, даже взял в клан, я ходила на кланвары. 12−13 лет, совсем ребенок еще. Потом начались постоянные тренировки — и я все забросила на какое-то время.
Но в 2013 году на сборах у нас появилась PlayStation 3 с Mortal Kombat 9. Мы каждый день приходили после тренировок и полчаса-час до обеда рубились в MK — победитель оставался на следующий матч, проигравший менялся. Среди девочек я была лучшей, с пацанами зарубалась тоже, но с профи было сложновато тягаться.
Оказалось, что так можно приходить после тренировки и расслабляться, выплескивать эмоции. Тот сбор сподвиг меня на покупку приставки. В 2015 году я взяла себе PlayStation 4 — и завертелось.
Где-то через год я начала брать с собой приставку. До этого казалось, что так много всего нужно с собой взять — а ничего обременительного. Теперь всегда с собой в рюкзак кладу приставку.
В детстве я не могла долго играть — училась, компьютер был нужен и родителям. А уже во взрослом возрасте… Когда идет акклиматизация, первые дни организму абсолютно не понятно, когда вставать, когда ложиться — так я один раз играла 13 часов подряд. Естественно, с перерывами на обед и душ. Когда игра увлекает, ты не то что не можешь остановиться — тебе просто не нужно останавливаться. У меня не было задач на этот день — могла посвятить себя играм.
На сборах иногда засиживалась за играми допоздна — успокаивает тем, что это может помочь на соревнованиях
Сейчас я больше всего люблю сюжетные игры — те самые ААА (Sports.ru: высокобюджетные видеоигры). Хочется расслабиться, поиграть во что-то, чтобы не нагружать мозг, не напрягаться. Игры — это же как фильм, только ты еще можешь сам принимать решения.
В онлайне я не люблю играть — мне, наверное, и так в жизни хватает общения с людьми. Хочется расслабиться, побыть одной. Еще я перестала играть по сети, потому что у меня интернет не везде есть. Ну или он очень плохой. Ты выбираешь что-то одиночное для себя — скачать заранее, а потом запустить и забыть об интернете.
Спортсмены тоже любят поиграть. Если у тебя есть свободное время — почему бы и нет? Я не играю перед стартами, но иногда могу заиграться ночью на сборах — попадается что-то прямо интересное, хочется узнать, что же там дальше. И в итоге получается ситуация «Ой, уже час ночи, пора спать». Вот такая своебразная подготовка организма к стрессовым ситуациям — как если бы ты перед важным стартом не мог заснуть.
Я себя успокаиваю, [это] как будто я специально на сборах делаю себе встряски: не выспался, но должен идти на тренировку. Такая ситуация в любой момент на турнире произойти может, лучше быть подготовленным.
Перед важными стартами я максимально сосредоточена. В том же Токио я играла только в первые дни, когда сборная только приехала. А потом ты каждый день встаешь в пять-шесть утра, в десять вечера тебя уже срубает.
Фишки как у [итальянского футболиста] Андреа Пирло, который поиграл в приставку, а вечером выиграл ЧМ, у меня не получилось бы. У нас же соревнования с утра начинались — в 10 ты уже стреляешь, а еще до тира ехать час.
Обожает пасхалки. А опыт в одних играх помогает в прохождении других
Убить время игрой? У меня не так много его, чтобы убивать. А вот провести его с пользой за хорошей игрой — другое дело. Для меня видеоигры — это эмоции, которые ты получаешь. В том числе, когда ты узнаешь что-то новое. Или находишь отсылки к другим произведениям.
В Cyberpunk 2077 я сама нашла лопату Ключника из «Ведьмака» (Sports.ru: оружие босса из дополнения «Каменные Сердца»). Думаю: «О, круто! Я же видела ее в «Ведьмаке». Вспомнила сцену из «Ведьмака», как Ключник поворачивался ко мне: «О, как же сейчас мне будет больно!»
Там же я нашла BB (Sports.ru: «Бридж-Бэби», эмбрион, который позволял видеть монстров в Death Stranding). Просто по квесту проходишь мимо какого-то места, и тут щелкает в мозгу: «Я где-то это уже видела». Разворачиваешься и понимаешь: «А, это же совсем из другой игры». Такая несостыковка в голове, как будто шаблон порвали. Интересно еще в интернете читать про пасхалки: «О, а я не нашла. Надо зайти посмотреть».
Я долго не могла пройти в Last of Us момент, где надо мимо орды [монстров] щелкунов пробраться. У меня никак не получалось, и я забросила прохождение. Полгода играла в другое — в том числе, Assassin`s Creed Black Flag. И после нее я вернулась в Last of Us — и смогла пройти тот уровень по стелсу! Щелкуны даже особо не пытались гнаться за мной. Получается, навыки из одной игры помогли в прохождении другой!
Опыт Last of Us и Assassin`s Creed помог в Death Stranding — там я не особо попадалась на глаза тварям. В DS мне понравился сюжет — там хорошо задвинули по поводу пятого вымирания, что все между собой связано (Sports.ru: массовое вымирание — глобальная катастрофа, когда большое количество видов организмов вырождалось за небольшой промежуток времени. По сюжету игры, мир находится на пороге шестого вымирания — оно приведет к концу света). И, конечно, там невероятно красивые пейзажи — Норвегия такая, фьорды. Расслабляет очень — ходишь, гуляешь, и будто сам там находишься. Разгрузка сильная — особенно когда сидишь один и никуда нельзя выходить.
Виталина обожает «Ведьмака». Читает книжную сагу перед Олимпиадами, несколько раз прошла третью часть
Началось все с «Ведьмака 3». Просто встречала в интернете новости о том, что это будущая игра года. Начиталась восторженных отзывов и захотела проникнуться историей.
В первые две части я не играла, и на ютубе прохождение тоже не смотрела — мне это не очень нравится, легче даже просто пересказ прочитать. Знала, что игра сделана по мотивам книг Сапковского, но решила их прочитать уже после прохождения. В итоге изучала сагу перед прошлой Олимпиадой. Был момент, когда я заболела и лежала 4 дня с температурой в номере, — так первые 4 книги залпом прочитала. Потом темпы сбавила.
5 лет до Токио я не возвращалась к книгам, но перед этой Олимпиадой все-таки перечитала. Такая традиция вышла — читать «Ведьмака» перед Олимпиадами.
Самые теплые воспоминания у меня о первых двух книгах, где Сапковский собрал именно отдельные рассказы. Любимый — «Крупица истины», переиначивание «Красавицы и чудовища», про человека-медведя Нивеллена.
Третьего «Ведьмака» я проходила несколько раз. Он научил меня не бояться, всегда стоять на своем. Ну и нейтралитету, конечно же. Я же и в детстве жила в стиле «моя хата с краю»: никто меня не трогал, я никого не трогала, никаких конфликтов не было. А потом познакомилась с серией — оказалось, что Геральт-то тоже в нейтралитете со всеми.
Но у него воинственный нейтралитет — «Если мне понадобится выбрать из двух зол, я предпочту не выбирать вовсе», а в итоге приходится выбирать. Всегда хочет как лучше, а все на него по итогу смотрят, как на чудовище. Хорошо, что у меня таких ситуаций не происходило.
Главный спор фанатов «Ведьмака» — Йеннифэр или Трисс (Sports.ru: две чародейки, соперничащие за внимание Геральта. Йен была основной спутницей ведьмака в книгах, в игровой трилогии Трисс немного изменили характер и расширили любовную линию — девушка заботилась о Геральте после потери памяти и помогала по ходу сюжета). Тут я не совсем определилась — так что «Предпочту не выбирать вовсе». Но, наверное, все-таки Йеннифэр, это более канонично. Они так органично смотрятся — постоянные колкости в диалогах друг с другом, так забавно. Два сарказма друг с другом встретились, каждый их разговор — просто бомба! А вообще я все три варианта любовной линии выбила в игре — каждое прохождение работала на разных персонажей.
170099
Цири — один из любимых персонажей, я выступала с ее медальоном. Это медальон Школы Кота — на самом деле, я еще просто люблю котиков. Ну и он был поменьше размером, чем у Школы Волка — не отвлекает весом на соревнованиях.
Кто-то даже пытался нас сравнивать с Цири, говорили, что мы чем-то похожи. Но нет, у нее все-таки судьба совсем другая, е-мое. Испытаний на ее долю побольше выпало, такого мне не хочется!
Раньше я выкладывала свои рисунки — Цири и других персонажей. Но это по большей части перерисовки — что-то свое я рисовала в детстве, сейчас на собственные арты нет времени. Мама училась в художественной школе. Ее друзья видели, что я тоже неплохо рисую, и постоянно спрашивали, почему она не отдаст меня в художку. Она отвечала: «Нет, спасибо, у меня и так сколиоз от этого, ей такого не надо. И так хорошо рисует — пускай развлекается».
В «Ведьмаке» мне нравятся все позитивные концовки — те, где Цири хотя бы выжила. Логика игры меня вела всегда к ним — я не могла выбрать плохие варианты ненамеренно. В «Каменных сердцах» по тому же принципу я спасла Ольгерда.
В Туссенте я постаралась, что обе сестры выжили — несколько раз переигрывала, потому что не понимала, что нужно отвечать. Каждый вариант приводил к плохой концовке! А потом до меня все же дошло, что нужно делать. Ну, зато все концовки посмотрела в итоге.
Помню, как в 2016-м купила дополнения: «Каменные Сердца» и «Кровь и вино». Я тогда была постоянно на сборах, жила с Катей Коршуновой, тоже пистолетчицой. Ей было интересно, но играть нервов не хватало. Я вместе с ней перепроходила игру, показывала ей сюжет. А когда ее рядом не было, то все вопросики открывала и дополнительные квесты выполняла.
Вот тогда мы и прошли первое дополнение, а чуть позже и второе.
Выбирали с ней, что отвечать в диалогах:
— Катя, что выбирать-то?
— Ой, дай подумать, дай подумать…
Как будто стримила для нее в реальном времени!
Баги в Cyberpunk 2077 не мешали (напоминали о реальности), первое прохождение — суицид
Зимой вышел Cyberpunk 2077, новая игра от разработчиков «Ведьмака» [компании CD Projekt RED]. Я скачала ее на выходе и проходила на сборе. Все ее хейтили за огромное количество багов, но мне показалось, что их было не так уж и много. Да, игра вылетала каждые два-три часа, но это даже хорошо. Играешь, вылетела, и ты такой: «Блин, спать пора». Родительский контроль!
Был момент, когда мне нужно было драться с боссом. Я 10 минут на него убила, а игра глюканула и сохранение сломалось. В итоге пришлось переигрывать миссию с самого начала. Своеобразный экспириенс из Dark Souls — чтобы пройти босса, сначала нужно пострадать.
Перед последней миссией я сохранилась отдельно, чтобы попробовать все концовки. В первую очередь я выбрала простой способ — самоубийство. Мне было интересно увидеть, как они это обставят. Был долгий разговор по душам, а потом… Грустно, но Ви с Джонни вместе приняли такое решение — хоть в конце договорились друг с другом, приняли смерть. Правда, я посмотрела на это и решила: «Не, не охота так заканчивать. Надо остальные концовки посмотреть».
Какие игры вы должны попробовать, если ни во что не играли: два не самых очевидных варианта
Кто-то считает, что видеоигры — детское развлечение, что они вредны. Это не совсем так.
Человеку, который не знаком с играми, но очень хочет их изучить, я бы показала GTA. Пятую часть или даже что-то более раннее. Это открытый мир — можно не идти по сюжету, а просто веселиться.
Папа у меня обожал GTA: Vice City — просто взять гранатомет и пойти шмалять по местному населению. Мир, в котором ты можешь делать, что угодно — не то что тебе ничего за это не будет (есть полиция), но можно оторваться. Ощущение свободы, но не затрагивающее свободу других. И даже не онлайн, где ты можешь кому-то помешать. Просто сел, поиграл, погромил всех, покатался по Майами.
Возможно, человек увидит это, и ему покажется, что игры круто, потому что там стреляют и бесятся. Альтернативный вариант, который подойдет всем, — Unravel (или вообще любые головоломки). В ней достаточно взрослый сюжет, не каждый ребенок поймет глубину — там подается в том числе через визуальный опыт. Если вникнуть и пройти — это будет отличный опыт и для подростка, и для взрослого человека. Мы Unravel 2 проходили и с мужем, и с подружками на сборах. Всем понравилось.
Там же еще и музыка шикарная — особенно когда пожар в лесу начинается, и тебе нужно быстрее бежать. Подружки прямо в панике были! Вот эта смесь музыки и визуала прямо повышает пульс — люди забывают, что им надо делать, что они умеют играть в игру, руки трясутся.
Есть jRPG (Sports.ru: вероятно, Виталина имела в виду гача-игры — условно-бесплатные проекты с платными механиками, как у японских игровых автоматов), когда люди всю зарплату туда вкидывают и живут игрой — это, конечно, один вариант. Но есть сюжетные проекты, или те, в которых можно просто расслабиться и выпустить пар. Почему бы и нет? Часик-два в день или пару раз в неделю поиграть — я не считаю это чем-то плохим.