«Мы смотрели на пожар, а потом здания стали уменьшаться»: в Новосибирске поставили спектакль по истории очевидца теракта 11 сентября
На фестивале инклюзивного театра «Город. Разговоры. Новосибирск» и «Театральная Перспектива» показали спектакль «Под голубым небом» о трагических событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Автор и главный герой спектакля — ученица театральных школ «Инклюзион» и «Особенный ТИП» Софья Запромётова, на глазах у которой в ее День рождения горели башни-близнецы Всемирного торгового центра. Спустя 20 лет девушка решила рассказать о том, что видела, и как эти события повлияли на ее жизнь.
Огромные очереди к телефонным автоматам
11 сентября — день рождения Софьи. В 2001 году она гостила у бабушки в Нью-Йорке. Тогда ей исполнилось 11 лет. В то утро на тумбочке именинницу уже ждал букет цветов, день обещал быть чудесным.
«Мы сели в метро и выехали на Манхэттенский мост. И тут бабушка говорит: „Близнец“ горит! — рассказывает Софья зрителям. — Я не сразу поняла, в чем дело. А потом посмотрела в окно и увидела, как горит одно из самых больших зданий в Нью-Йорке. Бабушка всегда носила с собой видеокамеру — большую и тяжелую. Она вытащила ее, подошла к двери вагона и начала снимать. Через какое-то время мы увидели огромную оранжевую вспышку на втором здании— и оно тоже начало гореть. По вагону пошла какая-то реакция — не знаю, как это передать словами. В тот момент никто еще не понял, что происходит. Мы въехали в тоннель, и на ближайшей станции метро все вышли».
На белой стене за спиной у Софьи проектор транслирует кадры того трагичного дня: видно, как подлетает самолет, яркая вспышка — и башню охватывает огнем; а внизу царят хаос и паника. Эти съемки взяты из интернета. Видео, которое сняла бабушка Софьи, не сохранилось.
Рядом с Софьей сидит ее куратор Снежана Лукашенко, студентка педагогического колледжа. Она помогла Софье написать сценарий к спектаклю-монологу на основе ее воспоминаний и подготовить творческое выступление.
«Бабушка сказала, что закрыли все метро. Особенно запомнились огромные очереди к телефонным автоматам, тогда мобильных телефонов еще не было. Бабушка хотела это снять, поэтому мы шли не подальше, а наоборот, поближе — уперлись в выставленные ограждения. До самих зданий было довольно далеко. Но они были такие высокие, поэтому казалось, что находятся очень близко, — продолжает девушка. — Было ощущение, что время тянулось бесконечно долго. На самом деле, все события происходили стремительно. Мы стояли, смотрели на пожар, а потом здания начали уменьшаться. И через какое-то время их больше не стало. Это был погожий летний день. Светило солнце и на небе не было ни одного облачка».
Девушка говорит, что увиденное сначала никак не повлияло на нее. Но спустя восемь лет, во время просмотра фильма «Потерянный рейс» (об угнанном террористами самолете 11 сентября 2001 года) она неожиданно для себя расплакалась.
«Именно в тот момент я полностью осознала, что тогда произошло, во мне что-то перевернулось. До меня дошло: когда я в тот день ехала в метро и смотрела на пожар из окна, в этих зданиях люди боролись за свои жизни, и у многих не было даже шанса на спасение. Тогда погибли почти три тысячи человек, включая пожарных, — делится Софья. — Последние несколько лет, когда приближается день рождения, чувствую какую-то пустоту внутри. Мне особо не с кем поговорить об этом — люди, кого не коснулась эта трагедия, не смогут разделить мои чувства. И это нормально, я все понимаю».
Закончив рассказ, актриса берет в руки укулеле и поет песню What a wonderful world из репертуара Луи Армстронга.
Мир менялся на глазах
«Я не видела кровавого месива, а только горящие здания. Но с возрастом я стала острее это воспринимать. Пару лет назад слушала подкаст «Падение гигантов» — несколько историй об 11 сентября, в том числе и про людей, которые выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Было очень тяжело слушать, — рассказывает Тайге.инфо Софья. — Когда нужно было определиться с историей для фестиваля, я недолго думала. Эта тема живо отзывается мне. И впервые я решилась рассказать об это публично. Этот теракт — переломный момент в новейшей истории. Мир менялся на глазах. Там, куда можно было зайти свободно, где была минимальная охрана, стало намного строже. Появилось больше полиции. В аэропортах ввели досмотры... И вот, такое совпадение — наш спектакль и последние события в Кабуле. После теракта 11 сентября американцы вошли в Афганистан. А сейчас они ушли оттуда, и я задаюсь вопросом: не напрасно ли прошли эти 20 лет?»
У Софьи врожденная глаукома с частичной потерей зрения. Полтора года назад она начала заниматься в театральной школе «Инклюзион», а несколько месяцев назад присоединилась в студии «Особенный ТИП». По образованию Софья медсестра, несколько лет работала в детской больнице медсестрой по массажу. Два года назад уволилась и начала писать песни, которые сама же исполняет — их можно найти в интернете.
Особенные актеры
Фестиваль инклюзивного театра «Город. Разговоры» — международный социально-художественный проект, который в этом году прошел в 20 городах России и зарубежья. В Новосибирске он проходил с 1 по 23 августа и включил десять спектаклей, в которых люди с особенностями здоровья рассказывали о преодолении границ в своей жизни.
Актеры — ученики театральных школ «Особенный ТИП» и «Инклюзион». Каждый актер вместе с куратором (были приглашены студенты педагогического факультета) подготовил небольшой спектакль со своей историей на 20 минут.
«Это истории о самом важном — любви к родителям и чувстве долга, разрыве шаблонов, сложностях коммуникации и доступной среде в нашей стране, — поясняет Ольга Стволова,
Руководитель «Особенного ТИПа» — «Город. Разговоры». — „Город. Разговоры“ никогда еще не проходил для людей с инвалидностью. Мы стали первыми».
Спектакль про теракт 11 сентября поставили в центре «Этаж» — и это не случайный выбор. Команды искали для своих постановок такое пространство, которое так или иначе связано с рассказом.
«Куратор и человек с инвалидностью вместе пишут сценарий и вместе его играют. Соня и Снежана начали работать над спектаклем в мае, — рассказывает Стволова. — Это классный образовательный проект для всех — ребята получают продюсерский опыт. Они учились писать сценарии, составляли релизы, договаривались со СМИ, делали афиши, кто-то самостоятельно искал площадки. Все остались в плюсе. Наши ученики приобрели новые навыки в сценарном мастерстве и драматургии, обрели еще больше уверенности в себе и своих способностях. А для кураторов это хороший опыт общения с людьми, у которых инвалидность. Рядом не было опытных педагогов, которые могли бы что-то подсказать, ребята взаимодействовали в команде один на один и успешно находили общий язык».
Алена Мартынова