Новосибирское правительство захотело электронное голосование на выборах: «Это приведет к омоновцам и автозакам»
Новосибирский губернатор Андрей Травников предложил проработать вопрос организации электронного голосования на выборах в регионе. При этом прежде областные власти старались не торопиться с решением. Некоторые единороссы в горсовете Новосибирска поддержали инициативу, а депутат Игорь Украинцев и вовсе предложил отменить тайну голосования.
Губернатор дал поручение «представить предложения по использованию дистанционного электронного голосования при проведении последующих избирательных кампаний», заявил министр региональной политики Игорь Яковлев на сессии горсовета 22 сентября.
«Срок исполнения — 1 декабря, — уточнил министр. — <…> Решение о включении выборов того или иного уровня для электронного голосования принимает ЦИК. Мы будем получать комментарии от ЦИК России, от областных избиркомов. Посмотрим, какие есть вопросы и претензии и подготовим предложения губернатору».
В то же время независимый депутат горсовета Светлана Каверзина предложила областным властям «не спешить» с введением электронного голосования и взвешено подойти к спорной теме, особенно скандальной после выборов
«Два года назад нам предлагали поучаствовать, но мы не торопились», — подчеркнул Яковлев.
КПРФ официально не признала итоги электронного голосования в Москве, после ввода результатов которого кандидаты от оппозиции проиграли все округа Госдумы в столице. Они уверенно лидировали до ввода протоколов электронного голосования, который произвели с серьезной задержкой. Коммунисты также вышли на митинг против фальсификаций и с требованиям признать итоги электронного голосования недействительными.
Депутат горсовета от КПРФ Александр Бурмистров предупредил коллег об опасности внедрения электронного голосования.
«Новосибирск отличает от многих других городов тем, что выборы у нас существуют. И решение о том, кто будет депутатом, пока фактически принимается жителями, — напомнил коммунист. — Дистанционное электронное голосование означает потерю выборов, <…> возможность обеспечить анонимность и тайну голосования. Это приводит к тому, что решения будут приниматься в определенном кабинете, в соседнем здании».
«У вас есть поддержка, вы работаете на территории, — обратился Бурмистров к депутатам из „Единой России“. — И сейчас этот факт учитывается региональным правительством и партией при выдвижении вас [на выборы]. А теперь это приведет к тому, что это не будет иметь значения. <…> Это приведет к недоверию к институту выборов еще большему, к протестам, к глухому недовольству, к митингам, омоновцам, автозакам, ко всему, чему угодно. Остатки какой бы то ни было демократии у нас сворачиваются прямо сейчас, в моменте. Прямо сейчас мы видим, когда выигрывали одни кандидаты, а электронная система чего-то ждет до 2−3 ночи — вручную всё пересчитали, приняли решение, в результате которого этому господину набрасываем 20 тыс. голосов, тому — 30 тыс.»
Бурмистров отметил, что в случае введение дистанционного голосования сама функция городских собраний и мэрии станет бессмысленной. Потому что избиратели ничего не будут решать.
«Теперь это будут делать программисты, работники спецслужб, работники министерства региональной политики. Это просто катастрофа, что нас ждет. Как председатель комиссии по наказам, я вижу активную работу депутатов, они стараются исполнить больше наказов. Конечно, это связано с заботой о жителях. Но это в том числе связано с тем, что мы все понимаем, что нам идти при повторном выдвижении обратно в эти дворы. А теперь-то понятно, что идти надо не туда, а в какой-то кабинет».
Александр Бурмистров считает, что возможное внедрение электронного голосования связано в Новосибирской области «со страхом открытой политической конкуренции».
Единоросс Игорь Титаренко считает, что «большинство избирателей поддержат» дистанционное голосование. Ему вторил независимый депутат, экс-кандидат в Госдуму от «Зеленых» Игорь Украинцев.
Депутат назвал электронное голосование «удобной штукой», потому что «участки у нас зачастую неудобно расположены». Более того, выходец из заксобрания Кемеровской области Игорь Украинцев усомнился в необходимости тайны голосования: «Насколько эта тайность нужна?»
«Я даже за прошедшую избирательную кампанию и другие абсолютно четко для себя понимаю — люди гордятся своим выбором, они хвастаются им перед соседями и друзьями. Они агитируют, их никто не просит, а они агитируют. <…> А если возникает какая-то ситуация, что нам стыдно или стеснительно, это тоже нормально, мы все — люди».
«Если поставить людям выбор: вы за тайное голосование или за электронное, ну, за удобное. Часы склонятся во вторую сторону, потому как тайность перестала быть нужной и необходимой», — считает депутат Украинцев, избранный во время тайного и очного голосования.
Предложению удивился даже спикер-единоросс Дмитрий Асанцев. Он отметил удобство электронного голосование и считает, что нельзя им «подменять фальсификацию выборов»: «У нас идет технический прогресс, и мы должны иметь такую возможность». Но что касается тайности голосования, политик напомнил об опасности его отмены: «В одном случае, люди гордятся, а в другом случае, как у нас, мы все знаем, кого-то пытаются заставить».
«Так вот тайность голосования позволяет человеку выбор по совести, а не так, как говорит начальник, руководитель или кто-то еще. При открытости голосования этих возможностей станет значительно меньше», — отметил Асанцев.
«Мы не можем гарантировать сам факт голоса, не можем гарантировать, что этот голос будет учтен, не можем гарантировать эти права при этой системе», — подчеркнул Бурмистров, хотевший выступить с заключительным словом, но его пытались перебить депутаты-единороссы.
«Уважаемые коллеги, если вы думаете, что у вас сейчас все хорошо, это может измениться довольно быстро, — добавил коммунист. — Когда какие-то расклады в каких-то кабинетах поменяются, какие-то люди с кем-то как-то договорятся, все будет по-другому».
Ярослав Власов
Читайте также: «Какие регионы Сибири показали аномальное голосование на выборах Госдумы»