«Будто только с автоматом в руках можно любить родину»: как в Новосибирске обсуждают патриотическое воспитание
Директор Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов побывал на обсуждении патриотического воспитания в Общественной палате региона. Собравшиеся хвастались клубами юных спецназовцев и вдвшников, но ни слова не сказали о клубах, которые не связаны с армией. Автор пришел к выводу, что комиссия не может представить любви к родине без автомата в руках.
Тайга.инфо приводит мнение директора Новосибирского открытого колледжа Сергея Чернышова об обсуждении патриотического воспитания в Общественной плате региона. Текст опубликован с разрешения автора и приводится с незначительными сокращениями.
Третий день я нахожусь под большим впечатлением от участия в заседании комиссии Общественной палаты Новосибирской области по патриотическому воспитанию. Не то, чтобы я ожидал каких-то особенных откровений, но как-то за полтора часа все свалилось на мое неподготовленное мирное мировоззрение.
Это и отчет Центра патриотического воспитания, где хвалились разными клубами юных пограничников, вдвшников, спецназовцев и прочими детьми в военной форме, а также рассказывали, как тепло было на душе, когда из офиса этого центра члены юных армейских организаций разбирали новенькие учебные автоматы. Это и какие-то казаки (не разбираюсь в их видах, простите), которые на стрельбу в Болотнинском районе говорят: «Ну, просто немного решили пошутить». Это и традиционные стенания, что молодое поколение смотрит только тик-ток, а нужно ему смотреть военные фильмы.
Я туда попал как член Общественного совета при нашем Минобре с одним вопросом: какие выводы сделаны из стрельбы юнармейцев в Болотнинском районе, и кто вообще хоть как-то регулирует это движение в регионе? Ответа, впрочем, мы так и не получили, если не считать таковым традиционное легистское заклинание: руководителя кружка назначил директор школы, а школы у нас находятся в ведении муниципалитетов, все вопросы к ним.
Пожалуй, приведу и здесь свои соображения, которые высказал на этой комиссии. Меня, как гражданина, как налогоплательщика, на деньги которого содержится вся эта вакханалия, как руководителя образовательного учреждения, как отца 8-летнего мальчика очень беспокоит милитаризация того, что мы называем патриотическим воспитанием. Мы увидели сегодня в отчетах клубы юных пограничников, клубы юных спецназовцев, каких-то еще людей в военной форме. Но не увидели ни единого упоминания о клубах юных трактористов, краеведов, культурологов, музыкантов и танцоров, как будто только с автоматом в руках можно любить родину.
Я полагаю, что кровь тех, кто пострадал от шутинга за все последние годы, лежит в том числе и на вот этих людях, которые пропагандируют военный уклон в патриотическом воспитании. Это благодаря им человек в военной форме и с автоматом на территории школы и университета не вызывает ни у кого никаких вопросов. Мы уже привыкли, что какие-то люди в военной форме с автоматами ходят по территории школ.
Я призываю обратить внимание на мирную патриотику. Тратьте грантовые деньги на костюмы и семена для юных агрономов. Устраивайте за бюджетный счет Дни поля и музыкальные фестивали, а не очередные «Гонки героев». После секундного молчания казаки спросили: «Вы что, хотите как в 90-е?» Какая-то женщина напротив с вопросами культуры посоветовала обращаться в министерство культуры, а не в комиссию по патриотизму. Другой казак предложил посетить колледж с воспитательной беседой. «А родину кто будет защищать?» — слышалось то и дело из разных углов. А в целом день клонился к закату, и члены комиссии спешили. У них были дела и поважнее, да и аргументы из программы «Время» имеют свойство быстро заканчиваться. Долгий аргументированный спор — не их конек.