Как заключенные жаловались на пытки в ачинском СИЗО, экс-замначальника которого возглавил школу
Бывшего замначальника ачинского СИЗО-3 Евгения Мартынова назначили директором местной школы. Заключенные изолятора в разные годы жаловались на пытки и унизительные условия содержания. Одного из них могли избить из-за постоянных обращений в суд, привязать к деревянному щиту и положить посреди камеры. В таком положении мужчина был вынужден «справлять нужду под себя».
В Ачинске директором средней школы №11 назначили руководителя краевого государственного центра социальной помощи семье и детям «Западный» Евгения Мартынова. Он оказался бывшим замначальника местного СИЗО-3. Тайга.инфо изучила решения судов по искам заключенных, которые в разные годы жаловались на пытки в этом изоляторе.
Заставляли раздеваться на видео и приседать
В 2020 году суд рассмотрел иск к СИЗО-3 и отделу МВД России «Ачинский» от Евгения Блинова, который содержался там в 2014 году, следует из электронной картотеки Ачинского горсуда.
Мужчина заявил, что условия СИЗО-3 в для него были «невыносимыми и бесчеловечными». Ему не выдали спальные принадлежности и предметы личной гигиены, в камере №1 не было тазов для личных нужд и уборки помещений, а заключенные были вынуждены стирать личные вещи и постельное белье в раковине, сушить тут же, «создавая повышенную влажность», говорилось в иске.
«В камере отсутствовало остекление окна, санузел не обеспечивался кабинкой для сохранения приватности и располагался на расстоянии полтора от обеденного стола и в одном — от кроватей. Унитаз не был обеспечен сливным бачком, крышкой. Отсутствовала радиоточка, и он был лишен радиовещания», — уточняется в решении суда.
Позже Блинов перевелся в камеру №6, где на него «оказывали моральное и физическое давление, вынуждая написать явку с повинной».
Заключенный также рассказал, что в одной из камер площадью 11 кв. метров содержались три человека, в другой, площадью 15,5 кв. метров, — четыре человека. В третьей — круглосуточно работал двигатель вентилятора, который не давал спать.
В шести камерах не было туалетов, вместо них заключенным предлагали пользоваться пластиковыми ведрами, раковин, емкостей для воды и стола. Там стояла только бетонная скамейка. Одновременно в камерах находились от 15 до 30 человек, вместе содержались курящие и некурящие, не обеспечивалась нормальная вентиляция, и постоянно неприятно пахло. Когда Блинова возвращали вечером в СИЗО после судов или следственных мероприятий, его не кормили ужином.
Несколько раз мужчину, по его словам, унизительно обыскивали — его заставляли полностью раздеваться на видео и приседать, «в том числе в присутствии лиц противоположного пола и собаки».
Блинов потребовал компенсацию в размере 80 тыс. рублей за нарушение его прав в СИЗО-3. Но суд решил, что доводы мужчины подтвердились только в части отсутствия столов и раковин в камерах. Судья Татьяна Парфеня отказала в компенсации.
Привязали к деревянному щиту из-за жалоб
Александр Суворов попал в СИЗО-3 1 ноября 2019 года. Он жаловался на острые боли. Мужчина объяснил руководству изолятора, что ему регулярно нужно справлять нужду, но сотрудники никак не отреагировали на это. Терапевт даже отказался запретить обязательные прогулки, хотя и подтвердил устно, что заключенному плохо, следует из решения Ачинского горсуда.
Администрация заставляла Суворова гулять каждый день «не менее часа», из-за чего он не мог «справлять свои физиологические потребности должным образом». Ему постоянно угрожали применением «специальных средств». Кроме того, у заключенного забирали бритвы и выдавали их только с шести до семи утра.
«Кроме того, администрация учреждения ограничила его доступ к информации о нормах пищевого довольствия, единолично ввела в распорядок дня новый вид заправки спального места, запрещая в течение дня находиться на спальном месте, а также запрещая после отбоя передвигаться по камере, читать книги, писать обращения, принимать лекарства», — приводится позиция Суворова в решении суда.
172258
Александр Суворов также рассказал, что в июле 2020 года его отправили в карцер за «нарушение распорядка дня». 8 июля у него не сработала кнопка вызова сотрудника, он долго стучал в дверь, но никто не пришел. Мужчине удалось отключить видеокамеру, чтобы к нему сразу же отправили сотрудника — Суворов спокойно всё ему объяснил, но из карцера его перевели в камеру динамического наблюдения (КДН). Добровольно идти туда он отказался, но заключенного затащили сотрудники. Они, по словам мужчины, начали бить его по спине, ребрам, голове и ногам. К нему не пригласили медиков, чтобы зафиксировать травмы.
«В КДН все поверхности оббиты толстой резиной, отсутствует окно, на всех поверхностях имеются следы конденсата, сырость. Санузел представляет собой треугольный вырез в резине, вокруг которого постоянно находится какая-то жидкость, присутствует зловонный запах, имеются насекомые, — рассказывал Суворов суду. — Спальное место представляет собой выступ в конце камеры примерно метр от пола, также оббито резиной и окрашено половой краской. Вода включается только сотрудниками с внешней стороны камеры».
Три дня Суворов спал на голой резине. Потом ему выдали матрас, подушку и одеяло без постельного белья. Всего в КДН он провел две недели. За это время ему не выдавали туалетную бумагу, книги, листы, ручки и очки и только трижды включали воду.
9 июля он снова попытался привлечь внимание сотрудников и заклеил камеру кашей. В ответ они привязали Суворова к деревянному щиту веревками и положили посередине камеры, заявив, что сделали это из-за его постоянных жалоб и обращений в суд.
"Находясь в КДН в таком положении он был вынужден справить свою «нужду под себя», - говорится в решении суда. - 8 дней в КДН он находился без одежды совершенно нагим, при этом за ним наблюдали по видеонаблюдению сотрудники противоположного пола".
Заключенный просил у СИЗО компенсацию морального вреда в 300 тыс. рублей. Но в октябре 2020-го отказался от иска, и дело прекратили. Но в 2021-м ачинский прокурор внес представление администрации изолятора об устранении нарушений из-за пыточных условий, СИЗО пыталось обжаловать его, но безуспешно.
***
В 2021 году прокуратура обращала внимание на нарушения соблюдения законов в отношении и других заключенных СИЗО-3. Один из них, например, жаловался, что его продержали в камере четыре дня в нижнем белье и без постельных принадлежностей.
Нарушения послужили основанием для вынесения ведомством представления начальнику изолятора. Администрация СИЗО попыталась признать его недействительным через суд, но проиграла дело.
Только в 2020—2021 году Ачинский городской суд рассмотрел с десяток исков, касавшихся условий содержания заключенных в СИЗО-3.
Ирина Беляева