Белорусы в Сибири: помнят дзядов, чтят «Свечу» и готовят колдуны
Сибирякам хорошо знакомы магазины «Белорусские продукты». Ярмарки белорусских товаров собирают тысячи горожан. Из белорусских ансамблей все хорошо помнят «Песняров», особенно старшее поколение. Но вот о культуре и традициях белорусов сибиряки знают значительно меньше. Об истории появления белорусов в регионе, их обычаях, а также о знаменитых белорусах в Сибири рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Когда белорусы появились в Сибири?
— Сперва надо разобраться, когда вообще сформировались белорусы как отдельная народность, отличная от русских и украинцев. Наиболее распространённой является точка зрения, что белорусы начали формироваться в результате распада древнерусской народности. Но вот время этого распада одни исследователи относят к XII — XIII векам, а другие — к XIV — XVI векам. Есть и те, кто продляет этот процесс до рубежа XVI — XVII веков. Термин «белорус» впервые был употреблен в 1586 году, то есть примерно в те времена, когда в Сибири оказались дружины Ермака. Но лишь в конце XIX века этот этноним закрепился за населением всей территории современной Белоруссии.
Поэтому когда мы говорим о первых белорусах в Сибири, то, как правило, речь идет о выходцах из белорусских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского. В 1569 году это княжество вошло в состав союзного государства с Польским королевством, но долгое время сохраняло политическую и культурную автономию, население говорило на старобелорусском языке и исповедовало православие. А в конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи.
Первые сведения о появлении выходцев из белорусских земель в Сибири относятся к началу Смутного времени. Самым известным был «литвин» родом из Орши, сын боярский Павел Аршинский — основатель большой династии служилых людей Тобольска. В составе отряда воевод Сукина и Мясного в 1586 году он принимал участие в возведении Тюмени. В 1598 году участвовал в сражении с ханом Кучумом на реке Ирмени и сопровождал его плененную семью в Москву.
Тайга.инфо: Аршинский — фамилия историкам известная.
Да, его сын Богдан Аршинский также поступил на службу, возглавлял посольства, военные походы и экспедиции. В 1625 году он был направлен с посольством к казахскому владельцу Ишиму, чтобы склонить его в русское подданство. Весной 1631 года вместе с отрядом Якова Тухачевского принимал участие в сражении с телеутами за Чингизский городок. Службу Богдана Аршинского продолжили его сыновья и внуки. Сибирские гарнизоны пополняли и рядовые служилые «белорусцы», оказавшиеся здесь после войны за Смоленск 1632 — 1634 годов.
В XVII веке в результате постоянных войн на западных границах Российского государства в Сибири оказались многочисленные военнопленные. Их этнический состав был чрезвычайно пестрым. Среди них оказался, например, упоминавшийся выше Яков Тухачевский — мелкопоместный дворянин со Смоленщины. Во время смуты он потерял семью, сражался с поляками, а потом бунтовал против царских воевод. Так он и появился в Сибири.
Другим известным служилым человеком в Сибири был Иван Козловский — шляхтич из Полоцкого воеводства. После пленения он был перевезен в Москву и отправлен на службу в Казань. Он отказался от размена пленных и попросился на службу в Томск, где его поверстали в чин сына боярского. Его сын остался на службе в Томске и также получил высший служилый чин. Впоследствии многочисленные потомки Козловского жили в Томском уезде.
Облегчало службу в Сибири для белорусов не только знание русского языка, но и православное вероисповедание. Принятие православия для государевых людей было обязательным условием. Отношение же к католикам в Сибири было весьма настороженным. Показателен пример с попавшими в Сибирь белорусским попом Власом и ксендзом Тишеевым. Летом 1661 года поп Влас был определен на вечное житье в Тобольске, в то время как ксендза отправили в Якутский острог.
Тайга.инфо: Но позже уже началось массовое переселение белорусов в Сибирь.
-В период правления Николая I в Западную Сибирь переселилось около 1,5 миллионов крестьян, среди которых было много белорусов. Трудность идентификации состоит в том, что их обычно записывали на местах как православных, не указывая этническую составляющую. Поэтому указать число белорусов среди этих переселенцев (даже приблизительно) сегодня не представляется возможным.
В середине XIX века в Сибирь прибыли так называемые «панцирные бояре», которые представляли собой особую категорию служилых людей, сложившуюся на территории современной Белоруссии еще во времена Великого княжества Литовского, то есть в XVI веке. Первоначально они служили в конном войске в панцирном облачении, но после присоединения в конце XVIII века к Российской империи части территорий Речи Посполитой панцирные бояре были включены в сословие государственных крестьян. Именно в таком качестве они направились из Витебской губернии в Сибирь в поисках свободных земель. Однако в Сибири власти поселили их в старожильческие деревни, что вызвало их недовольство.
Противоречия между двумя группами населения привели к тому, что они обособились друг от друга, браки заключали только внутри своей группы и даже кладбища разделили на две части — для старожилов и для самоходов (как называли переселенцев из Белоруссии в Сибири). Правда, благодаря этому, белорусам удалось сохранить свою культуру до наших дней, а не слиться с местным населением.
В отличие от Сибири, на Дальний Восток крестьяне переселялись из этноконтактных зон белорусско-русского и белорусско-украинского пограничья, поэтому зачастую переселенцы отождествляли себя не с конкретной национальностью (тем более, что белорусское национальное сознание еще не было сформировано до конца), а с регионом выхода (так появились «могилёвские» или «витебские»). И, в отличие от Сибири, на Дальнем Востоке русские, украинцы и белорусы, селившиеся вместе, быстро ассимилировались и утрачивали национальную специфику.
Мощный поток белорусских переселенцев в Сибирь возобновился в 1898 году: в Сибирь прибыло около 30 тысяч человек из Витебской, Виленской, Могилёвской и Гродненской губерний. В 1907 году почти треть всех сибирских переселенцев дали Могилёвская, Минская и Витебская губернии. Это были уже годы столыпинской аграрной реформы. Всего же с 1906 по 1914 годы в Сибирь из белорусских губерний переселилось более 335 тысяч человек.
Характерной особенностью данных переселений было то, что теперь белорусы селились не в старожильческих деревнях и селах, а совместно с украинскими, латышскими, русскими и чувашскими переселенцами. Бывало, что белорусы селились в местах, где еще в конце XIX века осели латышские переселенцы. Они образовывали так называемые «балтийские колонии». Среди белорусов и латышей нередко встречались смешанные браки, которые стирали культурные грани между двумя народами.
Тайга.инфо: Потом началась эпоха потрясений. Что изменилось?
— Началась Первая мировая война и в Сибири оказалось более 1,5 миллионов беженцев с территории Белоруссии. Правда после окончания Гражданской войны и образования Белорусской ССР большинство из них вернулось на свою историческую родину.
В середине 1920-х годов в Сибири в селах и деревнях с компактным проживанием белорусов создавались белорусские сельсоветы. По подсчетам историков всего белорусских сельсоветов было около 700. В Сибири была создана сеть школ с обучением на белорусском языке, издавались белорусские газеты, а в Томском университете существовало даже белорусское землячество. В начале 1930-х годов хутора и небольшие поселки белорусов в Сибири прекратили свое существование в связи с коллективизацией и «стягиванием» населения в центры.
Тайга.инфо: Переселялись ли белорусы в Сибирь в советские времена?
— Конечно. Здесь оказались и раскулаченные белорусские крестьяне в годы сталинских репрессий. Жизнь спецпереселенцев проходила под строгим надзором коменданта НКВД. Они были лишены свободы передвижения. Жили очень скудно. Особенно голодной была жизнь во время войны, когда весь хлеб уходил на фронт. Питались полусгнившей прошлогодней картошкой, травами и рыбой (если поблизости было, где ее ловить).
В годы Великой Отечественной войны в Сибирь из Белоруссии было эвакуировано около 1,5 миллионов человек, которые после войны вернулись на свою историческую родину. Но белорусы продолжали приезжать в Сибирь — на большие стройки, на целину, на учебу. Только теперь это были не крестьяне, а рабочие и интеллигенция. Так, на строительстве Братской ГЭС работало 2,5 тысячи белорусов. Всего же по разным подсчетам на сибирские стройки приехало более 70 тысяч белорусов. Правда, значительная их часть после распада СССР вернулась в Белоруссию.
Приезжали белорусы и на освоение нефтегазовых месторождений в Тюменской области. Они образовывали большие белорусские диаспоры. Такие диаспоры есть, например, в городах Тюменского Севера — Лангепасе и Губкинском.
Тайга.инфо: Сколько белорусов проживает в Сибири в наше время?
— К началу 1990-х годов, по официальным данным, в Сибири проживало более 200 тысяч белорусов. Больше всего — в Тюменской области (49 тысяч человек). Красноярском крае (34 тысячи) и Иркутской области (26 тысяч человек). Но надо хорошо понимать, что это только официальная статистика. В Сибири много тех, кто считает себя русским, но обязательно добавляет, что он «с белорусскими корнями».
Сегодня в процентном отношении белорусов не так много в Сибири — меньше 1% всех жителей региона. Больше всего их в Тюменской области (почти 26 тысяч), но даже там их меньше, чем чувашей, азербайджанцев, башкир и украинцев.
В Красноярском крае проживает почти 10 тысяч белорусов, в Иркутской области — около 8 тысяч. В Омской области — 9 тысяч, в Новосибирской области и Алтайском крае — по 5 тысяч, в Томской области — 3,5 тысячи белорусов. Как видим, их число существенно сократилось по сравнению с концом 1980-х годов: в некоторых регионах — в 2−3 раза. Связано это как с возвращением на историческую родину, так и с процессами ассимиляции.
Тайга.инфо: Были какие-то особенности в образе жизни белорусов по сравнению с другими переселенцами в Сибирь?
— Если говорить об особенностях хозяйственной деятельности, то белорусские переселенцы принесли с собой в Сибирь льноводство. Лён использовали не только для изготовления тканей и масла, но и для подготовки поля под посев озимых и для борьбы с сорняками. Причем эта традиция оказалась настолько прочной, что прекратила свое существование лишь в 1990-е годы, не выдержав экономических реалий современной России.
Что касается белорусской культуры, то лучше всего сохранился традиционный орнамент на полотенцах, рушниках, рубахах и сарафанах. Также встречаются шерстяные юбки из клетчатой ткани — андараки, которые носили многие женщины, переселившиеся из Белоруссии.
Но наиболее стойкой традицией (что, впрочем, характерно и для представителей других народов в Сибири) оказалась пища. Ведущее место занимают блюда из картофеля. Помимо всем известных драников, белорусы готовят необычное блюдо, которое называется колдуны. Это шарики из протёртого картофеля с начинкой из сала или свиного мяса, которые варятся в кипящей воде или запекаются в печи. Едят также зразы, мучные и картофельные клёцки, которые добавляют в суп. Готовят также свиные колбасы. В отличие от украинцев белорусы редко готовили окрошку, зато всегда делали холодец.
Хуже всего сохранился язык. Большинство белорусов уже через одно-два поколения переходило на близкородственный русский язык, правда, с включением белорусских слов (лук они называют цыбулей, свёклу — бураком, а картофель — бульбой). Во многих деревнях с белорусским населением сформировался особый русско-белорусский говор.
Из белорусских обычаев наиболее консервативным оказался обряд поминовения предков и покойников — их называли «дзядами». «Дзяды» проходили несколько раз в год — поминали предков в доме и посещали кладбище. На коляды перед Рождеством у белорусов Сибири сохранился обычай жечь костры, частично трансформировавшийся в шествие с факелами. Главными рождественскими ритуальными блюдами были блины, кутья и овсяный кисель, связанные с культом предков и языческими тризнами.
Не утратил своей культурной силы и такой обряд, как «Свеча» — перенесение иконы (которая и называется «Свечой») из дома, в котором она находилась в течение года, к другому хозяину. «Свечу» из дома в дом переносят сначала по одной стороне улицы, потом — по противоположной. В обряде участвуют все жители деревни и родственники из других населенных пунктов. После того, как «Свечу» принесли в новый дом, новые хозяева устраивают угощение, на которое приглашаются все присутствующие. Правда, обряд происходит в дни поста, поэтому кормят только постной пищей.
Многие обычаи были утрачены в советское время, но с возрождением православной церкви народные традиции белорусов в Сибири вновь ожили. Начиная с 1990-х годов на базе сельских клубов всё чаще стали появляться фольклорные коллективы, которые включают в свой репертуар как народные белорусские песни, так и песни местного сочинения. Популярность получили различные инсценировки и реконструкции народных праздников и обрядов.
Тайга.инфо: Какие общественные организации белорусов в Сибири существуют и чем они занимаются?
В Тюмени организация «Автономия Беларусь» была создана в 1997 году. В этом же году она пригласила в Тюмень народного композитора СССР и Республики Беларусь Игоря Лученка для участия в концерте в рамках Дней славянской письменности и культуры. Многие годы организация регулярно собирала проживающих в Тюмени ветеранов-белорусов и ветеранов, освобождавших Беларусь. Была открыта белорусская школа выходного дня, регулярно проводятся Дни белорусской культуры. На филологическом отделении Тюменского университета изучаются белорусский язык и литература.
В Омске общественная организация белорусов была создана в 2010 году. На празднование городских праздников организация приглашает артистов из Беларуси. В Новосибирске действуют три белорусские организации «Новосибирская региональная национально-культурная автономия белорусов», «Новосибирский центр белорусской культуры» и «Белорусский культурно-просветительский центр во имя святой Евфросиньи Полоцкой». Последняя организация построила в Новосибирске единственную за Уралом церковь Евфросиньи Полоцкой.
В Томске в 2000 году было создано общество белорусской культуры «Белые росы», которое решило возрождать культурные традиции белорусов на сибирской земле. Гордость томских белорусов — международный фестиваль белорусской культуры «Радзiма мая — Беларусь». В рамках фестиваля проводят выставки белорусских художников, предметов декоративно-прикладного искусства. Белорусские общественные организации участвуют в фестивале «Славянская мозаика». С концертами не только в Томской области, но и по всей Сибири выступают томские коллективы «Белая Русь» и «Медууница». В музее города Северска есть постоянная экспозиция «Была деревня Виленка», посвящённая белорусской деревне Виленке, которая вошла в состав города Северска.
В Красноярске национально-культурная автономия «Беларусь» занимается сохранением родного языка, традиций и культуры белорусов. В Минусинске действует белорусская организация «Сябры». Регулярно в Красноярск приезжают легендарные «Песняры». В Иркутске действует региональная общественная организация белорусской культуры имени Яна Черского, созданная в 1996 году для возрождения и развития культуры белорусов. При этой организации действует 15 фольклорных ансамблей, белорусский народный хор, молодежный клуб «Крывiчи», библиотека белорусской литературы, газета «Маланка» и литературно-исторический клуб «Спадчына» («Наследие»).
Тайга.инфо: Кто из белорусов внес значительный вклад в историю Сибири?
— Всех перечислить, пожалуй, невозможно. Назову лишь самые известные имена. Геологи хорошо знают хребет Черского, вулкан Черского, пик Черского, ледник Черского и даже камень Черского. В честь этого человека названы улицы в Москве, Вильнюсе и Иркутске. Иван Дементьевич Черский был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Здесь он несколько лет занимался геологическими и географическими изысканиями.
Уроженец Минской губернии Эдуард Карлович Пекарский был автором первого словаря якутского языка. В Якутию он был сослан за участие в террористической деятельности социалистов-революционеров. Известный красноярский писатель Сергей Венедиктович Сартаков, автор «Барабинских повестей» и «Хребтов Саянских», имеет белорусские корни.
Автор научных работ по аграрной и политической истории Российской империи начала ХХ века Николай Яковлевич Костеша родился в Белостокском уезде Гродненской губернии. Он многие годы работал деканом исторического факультета Томского педагогического института, а одно время даже был деканом сразу трёх факультетов — исторического, филологического и педагогического.
Выдающийся химик, академик Валентин Афанасьевич Коптюг, который возглавлял Сибирское отделение Академии наук в 1980 — 1997 годы, всегда рассказывал о своем белорусском происхождении. Он был избран зарубежным членом Национальной академии наук Беларуси. В настоящее время СО РАН возглавляет Валентин Николаевич Пармон, тоже белорус по происхождению. Из выдающихся ученых следует упомянуть первооткрывателя нефтяных месторождений в Западной и Восточной Сибири академика Андрея Алексеевича Трофимука.
Я думаю, что этот список можно продолжить.
Подготовил Владимир Кузменкин