«Хорошо подготовились»: эксперт-искусствовед о Новосибирской триеннале
На Новосибирской триеннале были представлены 36 стран, 330 художников и более 800 работ современных мастеров. Координатор проекта, куратор и арт-критик Владимир Назанский рассказал Тайге.инфо о невозможности игнорирования азиатской культуры, влияния коронавируса на мероприятия по всему миру и новых технологиях в искусстве. Эксперт уверен, что мероприятие уже закрепилось в культурной жизни города.
Тайга.инфо: Триеннале уже можно считать традицией для Новосибирска?
— Все-таки уже более 20 лет прошло с дебюта! И в 1999 году все три этажа были заняты под экспозицию, но сейчас она стала еще более представительной. Я рад, что традиция поддерживается. Надеюсь, что триеннале уже закрепилась в художественной жизни Новосибирска, и что через 20 лет на нее будут приходить интересующиеся графикой люди, ведь это один из самых масштабных форумов современного искусства в России
Тайга.инфо: Художники ждут это событие?
— Конечно, и не только художники. Для такого рода событий очень важна периодичность, а в Новосибирске она выдерживается. Менялись руководители музея, но все они поддерживали этот проект. Поэтому я и считаю, что он станет характерной чертой новосибирской жизни, своего рода лицом города. Ведь не только в России, но и за рубежом наслышаны о новосибирском графическом форуме. Я напомню, что в 2006 году отмечала юбилей старейшая биеннале графики в Европе — биеннале в Любляне. На нее отбирали только самые известные проекты, и Новосибирск был там представлен. Это говорит о многом.
Тайга.инфо: Отбор, как слышал, был весьма строгим
— Кураторы представляли не только нашу страну, но и Канаду, Мексику, Польшу, Японию, Корею и других. В открытом конкурсе также был специальный художественный совет, который просматривал произведения художников. Так и складывается мозаика, которую могли оценить новосибирские зрители. Структура триеннале традиционно включала раздел кураторских проектов и раздел открытого конкурса, плюс был небольшой внеконкурсный раздел — выставка Гран-при предыдущей триеннале. Из 25 кураторских проектов шесть— российские, в том числе два — сибирские.
Тайга.инфо: Трудно припомнить, чтобы работы заняли не только три этажа, но также переход между корпусами и еще подвал. И это во время пандемии
— Ковид, конечно, помешал. Он помешал приехать какому-то количеству художников, кураторов, да просто гостей. Ведь триеннале — это не просто выставка графики, это еще и коммуникативный проект. Экскурсии, лекции, мастер-классы — очень много интересного. Кроме этого, участники триеннале обсуждают и новосибирскую ситуацию, что очень важно: полезно посмотреть на себя со стороны. Надо сказать, что Новосибирск хорошо подготовился: синхронно происходили другие художественные события. Буквально через дорогу можно было посмотреть выставки в рамках фестиваля «48 часов». И это позволило интереснее представить художественную жизнь города. Многие гости были приятно удивлены ритмом событий, их уровнем, интересом, который проявляет молодежь, а также уровнем организационной работы, который показало руководство Художественного музея.
Тайга.инфо: Оно чаще всего как раз остается в тени — все больше говорим о кураторах, организаторах проекта, о самих художниках
— Я скажу так, что от позиции администрации музея зависит очень многое. Внешне ее работа может и не очень заметна, но очень важна, поскольку все должно пройти вовремя и на достойном уровне. В такой серьезной работе задействованы все службы. Не только команда, которая занимается развеской, но также и хранители, pr-отдел, экскурсоводы и лекторы.
Работа триеннале не останавливается после того, как открывается вернисаж. Мероприятия идут одно за другим, причем каждое требует постоянного внимания. Поэтому от директора музея, его энергии и желания, зависит очень многое. Эту волю Екатерина Болдырева проявила в полной мере. Кураторы не чувствовали себя брошенными, наоборот, они ощущали всяческую поддержку.
Тайга.инфо: Хотя директор Художественного музея в этом мире человек новый
— Человек новый, но целеустремленный и энергичный. Было несколько моментов, которые можно было решить только на уровне директора музея. И это было сделано в кратчайшие сроки, что очень важно. Поэтому и работали как надо все винтики и колеса этой большой машины, которая называется триеннале. Все было под контролем и делалось на должном уровне. Без понимания и воли, которое проявило руководство музея, не было бы успешной работы.
Тайга.инфо: Поговорим о трендах. Очень широко представлены новые технологии. Как принято говорить, веление времени?
— Это мировой тренд и часть нашей реальности. Нынешнее молодое поколение в нее идет. Мы с вами еще не знаем, каким будет поколение, которое сейчас вступает в художественную жизнь, но игнорировать это направление на триеннале было бы каким-то сектантством. Но должен сказать, что и традиционное направление представлено достойно, хорошими мастерами, среди которых есть и новосибирцы.
Тайга.инфо: Большое присутствие мастеров из Азии — тоже тренд?
— На триеннале представлены такие страны как Китай, Япония, Корея. Сама графика есть, собственно, то, что изображено на бумаге, а именно китайцы бумагу изобрели. И целые эпохи это искусство является характерным для дальневосточного культурного ареала. Сейчас в этих странах сочетаются традиции и новейшие тенденции. Как же без них? У цивилизации Земли есть два полюса — восточный и западный, и оба они должны быть представлены.
Новосибирск находится в самом центре России и на триеннале, которая проходит здесь, восточный полюс нашей культуры в современной графике также должен быть представлен. Конечно же, все флаги должны быть в гости к нам! Это особенно важно сейчас, в период ковида, когда никуда особо не поездишь… А здесь представляется уникальная возможность увидеть искусство и Европы, и Азии, и обеих Америк, не выбираясь из Новосибирска.
Тайга.инфо: Вы обсуждали с руководством Художественного музея дальнейшие планы?
— Есть полное взаимопонимание и поддержка. Есть даже мысль, что по мере того, как наберемся сил, снова вернуться к форме биеннале. В музее есть правильное разделение на блоки: административный и художественный, но они работают вместе. Я вижу поддержку художественных замыслов, значит будущее у международного триеннале есть и будут новые открытия. Как и в этот раз, будут представлены не только матерые классики графики, но и новые имена. Нам на третьей триеннале удалось представить новое поколение художников, которое еще не видел новосибирский зритель.
Беседовал Владимир Кузменкин