Финны в Сибири: «Этнографическая экзотика»
Первую группу из девяти опасных преступников отправили по этапу из Финляндии в Забайкалье в середине в XIX. О том, почему ссылка в Сибирь считалась для финнов более легким наказанием, чем помещение в крепость Свеаборг, и как они обосновывались в регионе, Тайге.инфо рассказал главред научно-исторического журнала «Сибирский Архив» Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Финны оказались в Сибири, когда направились в ссылку?
— Если оставить в стороне идеи финских археологов конца XIX века о формировании «финского племени» в бронзовом веке в Минусинской котловине, то появление финнов в Сибири следует отнести к середине XVIII века. Историкам известно, что во времена правления Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II в Тобольском централе находились сосланные шведы и финны.
Первая лютеранская колония в Сибири появилась после указа Павла I о заселении Забайкалья уголовными преступниками. Правда, указ выполнен не был, и колония появилась в Западной Сибири: в 1802 году в Тюкалинском уезде Тобольской губернии была основана деревня Рыжково. Сюда были сосланы финские крестьяне, участвовавшие в восстаниях против помещиков, затем к ним подселились эстонцы, латыши и немцы. Любопытно, что в числе этих ссыльных крестьян были крепостные барона Унгерна Штернберга из Ингерманландии — предка того самого барона Унгерна, которого расстреляли в Новониколаевске в 1921 году.
Одно время предлагалось распределять ссыльных лютеран по приходам по национальному признаку: близ Тобольска поселить латышей, под Томском — немцев, а финнов — под Омском. Подобное предложение было направлено графу Бенкендорфу — шефу жандармов и начальнику Третьего отделения, но поддержки не нашло. Поэтому ссыльные финны селились вместе со ссыльными лютеранами других национальностей.
Когда же в Рыжково возник переизбыток населения, то было решено устроить новые поселки для ссыльных лютеран в других местах. Так появилась колония Верхний Суэтук в Минусинском округе. В Верхнем Суэтуке была построена лютеранская церковь и специально для нее из Финляндии даже был привезен орган. В ней же с 1863 по 1884 годы размещалась резиденция пастора для ссыльных финнов Восточной Сибири. Кроме того, в поселке была школа с преподаванием на финском языке. В итоге все молодые финские поселенцы были обучены грамоте.
Другой поселок для ссыльных лютеран был основан недалеко от Омска по инициативе генерал-губернатора Западной Сибири. Участок был выделен в 119 верстах от Омска, и переселение финнов туда началось весной 1862 года, но исключительно на добровольной основе. Сюда изъявили желание приехать 365 семей из Прибалтики, причем не только финнов. В итоге в поселке оказалось смешанное население, но из-за регулярного «спаивания» колония к концу 1870-х годов пришла в упадок.
Тайга.инфо: Но в Забайкалье ведь финны позже все равно появились.
— Стоит напомнить, что с 1809 по 1917 год Финляндия входила в состав Российской империи в статусе автономного великого княжества. Поэтому не удивительно, что Сибирь оказалась местом ссылки и для преступников из Финляндии. Причем ссылало их сюда вовсе не царское правительство, а именно власти Великого княжества Финляндского.
Первая группа из девяти опасных преступников в 1826 году была отправлена по этапу из Финляндии в Сибирь. На печально известную Нерчинскую каторгу в Забайкалье эта группа добралась только через два года. Выжить на каторжных работах — а это была добыча свинца или серебра, работа на солеварнях или водочных заводах, на стройках — было сложно. Достаточно сказать, что из первых финнов, попавших в Сибирь на каторгу, после 20 лет выжил лишь один.
Первоначально ссылали только мужчин, но с 1840-х годов стали ссылать и женщин. Правда теперь ссыльные шли не пешком в кандалах, а ехали в повозках, на лодках и местами на поездах. Поразительно, но ссылка в Сибирь считалась более легким наказанием, чем помещение в тюрьму в крепости Свеаборг. Многие приговоренные к тюремному заключению писали прошения о замене тюремного заключения на ссылку. Но на каторгу отправляли только закоренелых и опасных преступников. А осужденные за бродяжничество, например, могли стать земледельцами или разнорабочими. Финнов, отправленных в Сибирь, предпочитали селить компактными поселениями, так что компанию ссыльным составляли такие же финны.
Всего в Сибирь в XIX веке было отправлено чуть больше 3 тыс. финнов. Следует отметить, что в Сибири их было примерно столько же, сколько сидело в тюрьме в самой Финляндии. Ссылка в Сибирь прекратилась к концу XIX века, когда в Финляндии построили новые тюрьмы, сбежать из которых было невозможно. Из Сибири же с развитием железнодорожного транспорта сбежать было намного проще.
Тайга.инфо: Продолжали ли финны прибывать в Сибирь в начале ХХ века?
— Последние уголовные ссыльные были отправлены в Сибирь в 1888 году. А вот по политическим статьям ссылать продолжали. Так, в 1914 году в Томскую губернию был отправлен Пер Эрвин Свинхувуд — будущий президент Финляндии. Жил он достаточно свободно — ходил на рыбалку и охоту, получал газеты из Финляндии. Трижды в ссылку к нему приезжала его жена. После Февральской революции 1917 года он смог вернуться домой.
Что касается столыпинских переселений, то финнов среди переселенцев было немного. К тому же, в Сибирь из Прибалтики приехали всего чуть больше 4 тыс. человек, а вернулись обратно почти 1,5 тыс. В результате добровольных и принудительных переселений в Сибири появились так называемые прибалтийские колонии: деревни и хутора эстонцев, латышей и финнов. Вплоть до начала коллективизации уклад жизни здесь оставался своеобразным, а из-за того, что большинство переселенцев были лютеранами, смешанные браки между колонистами и русскоязычным населением были редкими. Жители прибалтийских колоний имели более тесные связи со своей исторической родиной, чем с окружающими их русскоязычными селениями.
Надо отметить, что сибирские финны были неоднородной группой. Часть из них была выходцами из Великого княжества Финляндского, а часть — ингерманландскими финнами.
Тайга.инфо: Это особая группа?
— Ингерманландцы — это группа финнов, образовавшаяся в XVII веке на территории исторической области Ингерманландии (ее чаще называют Ижорской землей), расположенной по берегам Невы. Сюда шведы, получившие эту территорию по Столбовскому миру в 1617 году, переселяли финноязычное население из Карелии и Финляндии, чтобы заселить эти земли, опустевшие в годы Смуты. В разное время их число было различным, но в 1917 году в Ингерманландии проживали около 160 тыс. ингерманландских финнов. Являются ли они самостоятельным этносом или нет — об этом ученые ведут споры. Но то, что они отличаются по своему происхождению от финнов из Финляндии — очевидно.
Тайга.инфо: Революция не могла не внести коррективы.
— Численность финнов в Сибири выросла за счет раскулаченных финнов в Ингрии, а позднее — в связи с «чисткой» приграничных с Финляндией районов Ленинградской области от «подозрительных элементов». Так, в Ленинградской области было несколько районов, в которых финны преобладали. Общее их число было около 100 тыс. человек. Работали школы на финском языке, издавались газеты. В 1920-е годы там были организованы финские национальные районы. Но с началом коллективизации зажиточных финнов (а их было большинство) начали раскулачивать и ссылать в Сибирь, Якутию и на Кольский полуостров. Так, в Сибири оказались примерно 30 тыс. финнов.
В 1921 году прекратились богослужения в церквях сибирских лютеран и преподавание финского языка в школах. Финские пасторы, проповедники и учителя получили разрешение вернуться в независимую Финляндию, чем большинство и воспользовалось.
С началом войны в Сибирь и на Дальний Восток вывезли около 28 тыс. финнов из Ленинграда и Ленинградской области (в них власти видели потенциальную «пятую колонну»), а в Якутии оказались 3,7 тыс. человек. В 1950-е годы советские финны были реабилитированы, но без права возвращения на родину.
Численное преобладание эстонцев в Сибири привело в конечном итоге к ассимиляции финнов, которые начали вступать в смешанные эстонско-финские браки и переходить на родственный финскому эстонский язык. В итоге носителей финского языка в Сибири не осталось — все они сейчас говорят на эстонском языке.
Тайга.инфо: Как менялась численность финнов в Сибири?
— По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Сибири жили чуть больше 2 тыс. финнов, в том числе около 1 тыс. в Тобольской губернии. В Енисейской губернии проживали 293 финна, основная часть — в Верхнем Суэтуке. В Забайкальской губернии проживали 211 финнов.
И в дальнейшем численность финского населения в числе прибалтийских переселенцев была невелика. Так, в Рыжково в 1902 году жили 1185 человек, из них всего 235 финнов. В Омской губернии к началу ХХ века всё финское население проживало в трех деревнях: 183 финна в Гельсингфорсе (из 350 жителей деревни), 72 финна — в Ивановке (из 129 жителей) и 64 финна — в Ковалёве (из 617 жителей).
В Сибирском крае, по данным переписи 1926 года, жили около 30 тыс. эстонцев, а финнов (в том числе «ленинградских финнов» — финнов-ингерманландцев) чуть больше 1,6 тыс. человек.
Число финнов увеличилось в годы войны. Так, только в Омской области оказалось всего около 8 тыс. эвакуированных финнов из Ленинграда и Ленинградской области. Но после войны они не остались, переселившись в Карелию. В итоге согласно переписи 1959 года в Омской области жили чуть более 800 финнов, то есть их число сократилось в 10 раз. В 2010 году в Омской области жили всего 202 финна. Это самая малочисленная группа в области.
В Кемеровской области в 1959 году жили 834 финна, а в 2010 году — всего 166. Это также самая малочисленная группа населения области (если не считать туркмен, которых было еще меньше).
В Красноярском крае в 1959 году насчитывалось 2,5 тыс. финнов. С этого времени их количество начало уменьшаться: в 1989 году их осталось чуть больше 1 тыс., а в 2010 году — около 300, треть из них — в краевом центре.
Тайга.инфо: Какие особенности хозяйственной и культурной жизни финнов можно отметить?
— Если речь идет о прибалтийских поселениях в Сибири (в которых проживали также и финны), то они отличались чистотой и ухоженностью. Быт поселенцев был в основном налажен, хотя, конечно, райской жизнь в них не назовешь. Бывали случаи, что ссыльные напивались и устраивали драки.
Первые финские поселенцы занимались в Сибири выращиванием овощей (в том числе арбузов, которые неплохо росли в Минусинском округе), льна и конопли для производства пеньки, а также табака. Скотоводство имело вспомогательный характер: на скотных дворах содержались лошади, коровы и овцы. Производимую продукцию продавали скупщикам, которые отправляли ее в Красноярск и Енисейск. В Минусинске финны занимались сапожным или столярным ремеслом. Финны активно делились своими хозяйственными навыками с сибиряками. В частности, благодаря финнам в Сибири научились делать сыр и колбасы. Поскольку большинство финнов были неженатыми, и, кроме того, среди них встречались «люди неисправимые», ежегодно от 120 до 180 человек устраивались на золотые прииски.
Из других элементов культуры лучше всего сохранились в Сибири архитектурные детали домов, а также традиционная женская одежда, включавшая трапециевидный нагрудник, который застегивали круглой застежкой. В питании преобладали мучные и молочные продукты (масло, простокваша, домашний сыр и творог), готовили различные пироги и каши. Из напитков предпочитали кофе (из цикория или молотой ржи), которое варили даже в самоварах. Кроме того, любили квашеную капусту, соленые грибы и льняное масло.
Самая популярная пословица у сибирских финнов — «Медведь и охотник думают по-разному».
Тайга.инфо: Существуют ли общественные организации у финнов в Сибири и чем они занимаются?
— В 1991 году в Красноярске было создано Сибирское финское общество «Ингрия», которое занималось преподаванием финского языка, изучением финского фольклора и музыки. Оно является активным участником многих городских и краевых мероприятий: дней города, выставки «История сибирского костюма». Отмечает финский национальный праздник Юханнус (аналог Ивана Купалы), устраивает представления по эпосу «Калевала».
В Омске с 1992 года существует «Финская Сибирская ассоциация», которая ставит целью изучение истории финнов, распространение финского языка, возрождение национальных обычаев и традиций. При организации действует вокальный коллектив «Финские девчата», который участвует в городских фестивалях и областных мероприятиях. Также в Омске с 2010 года действует финно-угорский культурный центр, который занимается сохранением культур финно-угорских народов в Сибири, но специально финнов не выделяет, занимаясь развитием культуры в целом. В Новосибирске в 1999 году появилась национально-культурная автономия финнов «Ингерия», но из-за отсутствия финнов в 2014 году она была закрыта.
Тайга.инфо: Кто из финнов внес заметный вклад в развитие Сибири?
— Несмотря на свою немногочисленность, финны внесли свой большой вклад в развитие Сибири. Например, с именем финна Эрика Лаксмана связаны опыты варки стекла с сульфатом натрия в 1764 году в Барнауле, которые стали выдающимся научным открытием в химии и химических технологиях. Следует напомнить, что до этого при варке стекла использовался поташ, получаемый после сжигания древесины. Использование минерального сырья вместо растительного в корне изменило многое — стекло стало дешевым и общедоступным. Кроме того, это открытие сберегло огромные лесные массивы в Сибири.
В 1847 году в Енисейской губернии работал известный лингвист, основатель урало-алтайского языкознания Матиас Кастрен. Он отправился в Сибирь по поручению Санкт-Петербургской академии наук, посетил Тобольск, Берёзов, Обдорск, объехал Ачинскую и Минусинскую степи, добрался до Саян и Прибайкалья. Материалы, которые он собрал в Сибири, стали основой для его научных монографий.
В Красноярском крае писал свои знаменитые пейзажи народный художник России Тойво Ряннель. Он был выслан в Сибирь в 1931 году, учился в Южно-Енисейской политехнической школе, потом по особому разрешению спецкомендатуры — в Омском художественном училище. Был мобилизован на фронт, но вскоре отозван и направлен на работу в Енисейскую топографическую экспедицию треста «Золоторазведка». В 1946 году поселился в Красноярске. В 1960-е годы выставки его картин проходили в Омске, Красноярске, Барнауле и Новосибирске.
В целом же финны для Сибири — это, скорее, этнографическая экзотика.
Беседовал Владимир Кузменкин