«Закон обратных квадратов» против соцсетей: разбираемся в работе мобильной связи в Сибири
Пандемия коронавируса заставила общество пересмотреть практически все форматы привычной жизни. Ограничительные меры и локдаун усилили роль мобильных устройств – тех самых, которые позволяют нам не только оставаться на связи, где бы мы ни были, но и решать большинство жизненных вопросов удаленно. Люди сегодня больше покупают онлайн, осваивают практику совещаний в видеоформате. Гаджеты становятся незаменимыми помощниками практически во всем. По данным операторов сотовой связи, число пользователей мобильных устройств, как и объем потребляемого трафика, постоянно растет. И в ближайшее время эта тенденция не изменится.
По данным агентства «ТМ Консалитнг», в декабре 2020 года в России насчитывалось 257 млн сотовых абонентов. С каждым годом все больше людей пользуются связью и мобильным интернетом — SIM-карта в телефоне, SIM-карта в планшете, SIM-карта в умных часах, SIM-карта в сигнализации. Растет и нагрузка на сети мобильных операторов. Как следствие, появляется необходимость строить новые базовые станции, готовые принять на себя часть нагрузки с действующих вышек или расширить зону покрытия сети для клиентов. К примеру, мобильный оператор Tele2 за первую половину 2021 года построил только в Новосибирской области более 130 новых вышек связи. При этом 10 из них были установлены в местах, где раньше вообще не было связи. А это значит, что несколько тысяч человек получили доступ к тому самому онлайну, который стал так нужен.
Между тем, новые технологии не всегда пользуются благосклонностью людей, особенно если новую базовую станцию устанавливают вблизи жилого района. Мифы о вредном электромагнитном излучении от вышек и мобильных телефонов рождаются на просторах интернета с завидной регулярностью и расходятся в массы. Проводились даже научные исследования по этому вопросу, результаты которых, впрочем, интерпретировались самым противоположным образом. А между тем, многие люди, нажимая на смартфоне привычную кнопку соединения, не представляют себе технический алгоритм мобильного общения. Попробуем разобраться, как это все работает.
Во время совершения звонка сигнал с вашего телефона поступает на ближайшую базовую станцию. Сама базовая станция представляет из себя комплекс антенн, которые как раз принимают и передают сигналы с мобильных устройств, и специального электронного блока, который эти сигналы обрабатывает. Оттуда сигнал передается на коммутатор, который определяет, где находится абонент, которому вы звоните, клиентом какого мобильного оператора он является («своим» или «чужим»). Потом сигнал передается на другую, ближайшую к адресату вызова базовую станцию, а лишь оттуда — на телефон. На все про все — от долей секунд до нескольких секунд, и то, если, например, звонить из Новосибирска во Владивосток.
Чем меньше расстояние между вышкой и телефоном, тем меньше «усилий» требуется гаджету для передачи сигнала и тем ниже мощность радиоволн, испускаемых телефоном. Поэтому частое расположение базовых станций как раз снижает уровень радиоизлучения от гаджета. А еще именно установка новых вышек связи является самым действенным способом обеспечить качественную связь и быстрый мобильный интернет в городах с плотной застройкой. Кстати, коммутаторы связывают сети мобильных операторов не только друг с другом, но и с городскими линиями телефонной связи, помогая соединять людей из разных районов, городов и стран.
Впрочем, в традиционном виде коммутаторы уже уходят в прошлое. Операторы стараются переносить управление сетью «в облако». Два таких современных центра обработки данных запустил в Новосибирске весной мобильный оператор Tele2. С их помощью он теперь управляет всей своей сетью в Сибири. И поскольку все процессы и системы в центре обработки данных продублированы, это значительно повышает надежность сети и сводит на ноль возможные перебои связи в случае технических неполадок. А для клиентов переход на «облачные» технологии предполагает новые услуги.
«Перевод процессов управления сетью в центры обработки данных сделал возможным запуск услуги VoLTE. Это звонки в сети 4G с передачей речи такой высокой четкости, словно собеседник находится рядом. В ближайшие полгода мы планируем протестировать эту технологию и сделать ее доступной для новосибирцев в 2022 году», — рассказал технический директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Евгений Картузов.
И все-таки вернемся к мобильным устройствам и базовым станциям. Как быть с самими радиосигналами? Вредны ли они для здоровья?
Во-первых, в России действуют одни из самых строгих в мире норм предельно допустимого уровня электромагнитного излучения — 10 мкВт/см2. В большинстве европейских стран и Северной Америке допустимая мощность радиосигнала выше в разы. В США, например, этот показатель составляет 100 мкВт/см2.
Во-вторых, есть такой закон — «обратных квадратов». В числе прочего, он утверждает, что напряженность электромагнитного поля убывает пропорционально квадрату расстояния. Заметьте, не пропорционально расстоянию, а пропорционально квадрату! А сегодня в любой квартире есть множество приборов, излучающих электромагнитные волны. Самый яркий пример — микроволновая печь. Мощность ее излучения, в зависимости от модели и качества заземления, колеблется от 20 до 30 мкВт/см2, и между тем многие из нас пользуются ею каждый день. И нам даже в голову не приходит ее опасаться.
И наконец, перед установкой любой вышки сотовой связи проект будущего строительства с прогнозными расчетами мощности радиосигнала проходит сложную процедуру согласования и проверки в Роспотребнадзоре. Только после получения положительной санитарной экспертизы оператор имеет право начать строительство. А перед вводом базовой станции в эксплуатацию уровень радиосигнала снова проверяют. Проверить его могут и в любой момент после запуска вышки — например, если с таким запросом обратятся жители или в ходе плановых или внеплановых проверок. Кстати, запустить базовую станцию без проверки не получится — Роскомнадзор ведёт мониторинг эфира и выявляет все базовые станции, запущенные без разрешений. Если оператора «поймают» на таком — то сразу же оштрафуют и обяжут выключить незарегистрированную базовую станцию.
Согласитесь, что дело обстоит сложнее, чем вам казалось? Да и ступеней согласования столько, что запустить незарегистрированную или не соответствующую требованиям базовую станцию почти невозможно. А запустить и оставить ее работать — невозможно вовсе. Так что не стоит поддаваться паническим призывам в интернете. Ведь вряд ли кто-то из нас готов полностью отказаться от преимуществ мобильной связи. А значит, мы вновь и вновь будем звонить друг другу, выкладывать фотографии в социальные сети, смотреть сериалы и слушать аудиокниги или подкасты по дороге на работу. И новые базовые станции, спроектированные и запущенные с соблюдением всех санитарных норм, продолжат появляться и в пригородах, и в безлюдных полях, и в жилых районах, чтобы обеспечить всех абонентов качественной связью и быстрым мобильным интернетом.
Партнерский материал