Оттуда был, отсюда был, из Сибири — еще не был
Несколько СМИ опубликовали новость о том, что следующий президент России может быть из Сибири. Стоит отметить, что гадание на кофейной гуще — далеко не самый плохой способ прогноза. В отличие от инсайдов и глубокомысленных рассуждений, он хотя бы не претендует на серьезность.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о возможности того, что следующим президентом России станет выходец из Сибири или Дальнего востока. Он считает, что в окружении Путина есть несколько тяжеловесов из этих регионов, которые потенциально способны возглавить государство.
«Бывший зять первого президента России Бориса Ельцина Алексей Дьяченко считает, что в будущем возглавить Россию может выходец из Сибири или Дальнего Востока. Такой прогноз он дает в своей книге „От Ельцина до Путина. И обратно“, — пишет „Газета.ру“. — Поскольку чаще всего бригады в России имеют земляческую основу, можно предположить, что новая бригада придет не из Свердловска и Питера, не из Украины и Кавказа. Поскольку из этих мест за последние 100 лет правители уже были. Сейчас, наверное, очередь Сибири и Дальнего Востока. Или в первый раз — москвича».
Тьфу, скажете вы. Это не инсайд, даже не аналитика, это какое-то гадание на кофейной гуще. И будете совершенно неправы. На сегодня это чуть ли не самый точный прогноз, какой только можно дать.
Впервые рассуждения о географии происхождения руководителей России (царей, генсеков и президентов) я прочитал в конце девяностых. Текст касался перспектив Юрия Лужкова возглавить Россию. Он на тот момент был наиболее мощным «тяжеловесом» из региональных руководителей, считался хозяйственником (а Москва, как и всегда, процветала на фоне остальной России). Статья заканчивалась тем, что вот уже триста лет Россию ни разу не возглавлял москвич, и вот пора бы уже.
Из занятного, казалось бы, факта, делался неочевидный вывод. Если триста лет не возглавлял, то с чего теперь то возглавит? Как мы знаем, Юрий Лужков президентом не стал.
Тут конечно есть натяжечка — из этих трехсот лет (со времен Петра Великого) двести москвичи не возглавляли Россию, потому что столица была в Петербурге, а наследники престола были петербуржцами (когда их не завозили из германских княжеств).
Но вот почему так происходило в советское и постсоветское время? Было ли это случайностью?
Думаю, не совсем. С советских же времен мы знаем, что Москва и остальная Россия — не то чтобы разные страны, но не совсем одинаковые. Менталитет россиян средней полосы, Сибири, Дальнего Востока, севера и северо-запада меньше отличается друг от друга, чем любой из них — от жителя столицы. Москвичей в СССР недолюбливали, с одной стороны. А с другой, человек, выросший в столице, не мог и не желал понимать, что думают и чувствуют провинциалы. А их (нас) — большинство. И когда речь идет о политике, у человека, говорящего на одном языке с большинством куда больше шансов возглавить страну.
Конечно, рассуждения типа «оттуда был, отсюда был, из Сибири — еще не был» — это действительно гадание на кофейной гуще. Но если мы оглянемся назад, то увидим, что очень часто невозможно было предсказать, кто возглавит страну после ухода предыдущего лидера.
Кто был самый могущественный человек после Ленина? Троцкий. А кто возглавил страну? Сталин. После Сталина самый крутой и страшный был Берия. Но править стал Хрущев.
Поэтому гадание на кофейной гуще — далеко не самый плохой способ прогноза. В отличие от инсайдов и глубокомысленных рассуждений он хотя бы не претендует на серьезность.
Мы можем только предполагать, что следующий президент России будет из окружения Владимира Путина (которое еще может серьезно измениться в ближайшие десять лет). Но и там мы видим сибиряков — тяжеловесов. В первую очередь это министр обороны Сергей Шойгу, глава подмосковья Андрей Воробьев. Да и мэр Москвы Сергей Собянин — тоже сибиряк (если не обращать внимание на то, что Тюменскую область прирезали к Уральскому федеральному округу).
Так что шансы на то, что следующий президент будет из Сибири, далеко не нулевые. А более точного прогноза вам все равно никто не даст.
Ну и пресловутый «сибирский характер». Сибиряки в среднем более честны, более надежны и более серьезны (соседство с суровой природой обязывает). Не самые плохие качества для будущего президента.