Мордва в Сибири: язычество тесно переплелось с православием
Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Как мордва оказалась в Сибири?
— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».
Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.
В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.
— Переселение потом продолжалось и дальше?
— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.
Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.
Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!
Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области
Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.
— Какова же численность мордовского населения в Сибири?
— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.
По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.
Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).
Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.
— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?
В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.
Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.
— Дома ведь всегда старались украсить…
— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.
Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.
Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.
Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.
Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.
— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.
— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.
Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.
Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.
В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.
В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.
— Какие были обряды и праздники?
— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.
Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.
Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.
На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.
— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?
— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.
В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.
— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?
— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.
Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…
Подготовил Владимир Кузменкин