Я книги на деньги меняю, а не на депутатские обещания
Поддержка книготорговли — это когда муниципальная аренда повышается в полтора раза принудительно, а сообщают тебе это через три недели после продления договора. Если вас что-то возмущает, не подписывайте его и съезжайте, какие проблемы вообще?
Директор новосибирского книжного магазина «Перемен» и организатор фестиваля новой детской литературы «Другие книги» Анна Яковлева рассказала о том, с какими проблемами сталкивается, пытаясь получить господдержку. Тайга.инфо с ее разрешения перепечатывает пост.
Что такое господдержка книготорговли в Новосибирске?
Поддержка книготорговли — это когда тебе сначала ночью спиливают дорогую вывеску и возвращают ее никогда. Иронично, что делают это через день после вручения грамоты как лучшему новому малому предприятию города. Ваша премия — минус 25 тыс. рублей.
Поддержка книготорговли — это когда муниципальная аренда (для смеха — юрлицо называется «Агентство поддержки молодежных инициатив») повышается в полтора раза принудительно, а сообщают тебе это через три недели после продления договора. Если вас что-то возмущает, не подписывайте его и съезжайте, какие проблемы вообще?
Поддержка книготорговли — это сократившиеся до одной в год закупки от библиотек, которые сопровождаются бюрократическим адом, некомпетентностью, просто хамством, а с этого года еще и дополнительными пошлинами на сайте госзакупок, с учетом которых прибыли у магазина остается чуть-чуть да маленько, гораздо больше остается вопросов, нужно ли это повторять.
Поддержка книготорговли — это единственная развивающаяся государственная книжная ярмарка с внятной работой организаторов, «Книжная Сибирь», на которой мы действительно приятно проводим три дня и хорошо зарабатываем. Но на ней же уже который год собираются круглые столы, семинары и прочие форматы разговоров о том, как книжный бизнес поддержать, но кроме бесплатной точки на ярмарке, другой поддержки не происходит.
Поддержка книготорговли — это закрывшийся за последние три года [магазины] «Плиний старший» и убитый «Капиталъ», молчу про «Академкнигу» и прочих предшественников. Уподдерживались, ух! Поддержка книготорговли — это прорываться с боем в свой же магазин в ДК во время карантина, писать заявы на вахтеров, которые таскают вещи из магазина по ночам (потому что тут всё его).
Еще это системная травля, когда ты все-таки открываешь магазин после месяцев простоя, ор на покупателей и сотрудников, угрозы натравить Роспотребнадзор и многое невошедшее в абзац, но могущее составить второй том «Девочек и институций». Поддержка книготорговли — это отказ в разрешении на проведение книжного фестиваля на улице, потому что «а вдруг вы террористы!»
Поддержка книготорговли — это школа, которая в сентябре откладывает две коробки книг, три месяца морозит их и меня, а в декабре криком требует доставить их без оплаты, в итоге забирает сама с «завтра оплатим», и просто исчезает, а ты бегаешь за несчастным библиотекарем, чтобы он передал трубку бухгалтеру (если тот не на обеде конечно), чтобы услышать: «А что вы хотели? денег от депутата пока нет!» А я денег хотела, я книги на деньги меняю, а не на депутатские обещания.
Наконец, поддержка книготорговли — это прямой диалог с министром культуры твоего региона, который спрашивает, что вам нужно (ведь книга не водка, ей нужно помогать), ты отвечаешь, что лучшим вариантом будет субсидия на покрытие части арендной платы, и министр культуры велит тебе всё это написать в официальном письме. Если коротко: вы можете взять кредит в банке (да ну, вот это новая информация!), а на аренду денег мы даем социальным предприятиям, чтобы им стать, пройдите по ссылке, а потом соберите миллиард бумаг, пройдите обучение (у кого? чему?), потратьте месяцы человекочасов, сообщите все свои финпоказатели (спросите у налоговой, она в курсе), поучаствуйте в конкурсе. И если выживете после этого, и мы сочтем вас достойными — получите на аренду максимум 500 тыс. рублей. Спасибо, я быстрее их заработаю более осмысленным трудом.
Тут терпеливый читатель спросит: «А разве тебе кто-то должен, госпожа торговка? С чего вдруг тебя поддерживать, иди работай, плати налоги, обеспечивай спрос населения книгами, не верь, не бойся, не проси». И терпеливый читатель будет прав, но я предложу еще тогда прекратить эту многолетнюю имитацию поддержки книжных магазинов в Новосибирске, перестать звать нас на круглые и квадратные столы по проблемам книгораспространения, включать в дорожные карты поддержки чтения в области (карте несколько лет, далеко уехали?).
С каждым годом взаимодействие с госструктурами всё тяжелее и времязатратнее, разрыв всё сильнее, смысла всё меньше, воды всё больше, мне уже по шею, а я и так плохо плаваю.