Путин о пытках иркутских заключенных: посмотрите на Европу и Штаты
Президент России Владимир Путин прокомментировал массовое насилие в учреждениях ФСИН, в том числе Иркутской области. Отвечая на прямой вопрос, он решил рассказать об опыте пыток в других государствах.
Ксения Собчак спросила Путина об отношении к массовым пыткам в российских колониях и СИЗО на пресс-конференции 23 декабря.
«Недавно в Госдуму был внесен законопроект о понятии пыток и ужесточении наказания за них. [Пресс-секретарь президента] Дмитрий Сергеевич [Песков] уже говорил, что: „Какой-либо инициативы президента не ожидается по этому законопроекту“. Вы согласны, что пытки в российских тюрьмах сейчас носят системный характер и как с этим можно бороться? — спросила Собчак. — Это огромное количество людей. Более 300 человек только в самом страшном в иркутском СИЗО-1 изнасилованных и запытаных. И все правоохранители, с которыми мы общались, говорили, что эту проблему можно решать разными способами — один из них, убрать функцию дознания у СИЗО, потому что там просто пресс-хаты, где годами разработчики сидят, пытают, и каждая пресс-хата закреплена за теми или иными ведомствами, чтобы получать лучшую статистику от СК».
«Что касается пыток — к сожалению, это проблема не только России. <...> Если вы посмотрите <...> в Европе, в той же Франции, в Штатах таких мест очень много, которых нет в странах третьего мира», — ответил на вопрос о пытках в России глава государства.
«17 уголовных дел возбуждено. По-моему, свыше десятка уволенных и по ним идут уголовные дела», — утверждает Путин.
Вероятно, Путин имел ввиду ситуацию в саратовской тюремной больнице ОТБ-1, видео изнасилований в которой было опубликовано осенью 2021 года. При этом в Иркутской области, по сведениям Тайги.инфо, расследуется только три уголовных дела о пытках. Одно — о массовом насилии над заключенными ангарской ИК-15, по которому проходят 26 потерпевших, еще два — по эпизодам сексуального насилия над Кежиком Ондаром и Тахиржоном Бакиевым.
Начальник иркутского СИЗО-1 Игорь Мокеев был просто уволен. В отношении него так и не возбудили уголовное дело. Глава ГУФСИН по Иркутской области Леонид Сагалаков в декабре получил повышение по службе по указу Путина.
«Уверяю вас, там нет ни одного заинтересованного в каком-то деле следователя, — говорит Путин. — Мы поэтому и разделили Следственный комитет и прокуратуру».
При этом правозащитники и адвокаты, которые участвуют в иркутских делах о пытках, на протяжении полугода говорят, что следователи СК РФ по Иркутской области намеренно выводят их из дел, превращая в свидетелей.
После событий в ИК-15 около сотни заключенных вывезли в иркутское СИЗО-1 и ангарское СИЗО-6, где часть из них жестоко пытали и насиловали, требуя взять на себя вину в организации «бунта» или дать другие нужные силовикам показания. Начальник ГУФСИН Иркутской области Леонид Сагалаков проходит потерпевшим по делу о «бунте», в котором 19 обвиняемых. При этом, по словам заключенных, он лично обещал, что их будут насиловать. Один из фигурантов дела о бунте говорил, что его избивали, чтобы взять на себя вину за «нападение» на Сагалакова.
Дело о массовых пытках в СИЗО-1, СИЗО-6 и ИК-15 возбудили только в начале 2021 года, по нему проходят не менее 26 потерпевших.
Читайте спецпроект Тайги.инфо: «Энциклопедия пыток в иркутских колониях и СИЗО»