Сибирские контрактники платят связанным с руководством воинской части вымогателям
Военнослужащих-контрактников обложили данью в Кемеровской области, рассказали в ассоциации «Комитет солдатских матерей». Утверждается, что за вымогательством денег может стоять уроженец Тувы, который связан с командованием и силовиками. Его уже отпустили из СИЗО.
В Юрге, где находятся несколько воинских частей, местные жители обложили данью контрактников. Об этом рассказала глава ассоциации «Комитет солдатских матерей» Светлана Голуб рассказала сайту Ura.ru.
Военнослужащие, как утверждает Голуб, получают до 300−400 тыс. рублей в месяц в зависимости от званий и участия в спецоперациях, в том числе в Сирии. Но у них вымогают деньги обычные гражданские, которые могут быть связаны с командованием — якобы платят и сержанты, и офицеры.
«В Юрге сложилась просто катастрофическая ситуация. Из-за безнаказанности местного криминалитета, который обложил данью военнослужащих-контрактников, последние вынуждены уходить со службы. Военным угрожают, шантажируют, а порой и применяют физическую силу. Служащие боятся обращаться в правоохранительные органы и вынуждены безропотно платить дань», — рассказала Светлана Голуб.
Издание также рассказало несколько историй пострадавших, имена которых изменены. Например, к военнослужающему части №59361 в Юрге обратился его коллега прапорщик, который попросил одолжить 28 тыс, рублей, «чтобы обеспечить семью». Тот согласился, но перевести деньги он должен был третьему лицу — Мударису Тартыкову, которого пострадавшему представили «Мишей».
«Тот самый Миша действительно позвонил, сообщил номер банковской карты, куда я должен был перевести деньги. Тогда я не обратил особого внимания на то, что деньги, которые у меня просил [прапорщик], я перевел неизвестно кому. Однако чуть позже этот же Миша вновь позвонил мне и начал откровенно вымогать деньги, — рассказал военнослужащий. — Якобы я должен ему за какие-то слова, сказанные в его адрес и адрес других людей. Если же я с ним не рассчитаюсь, то со мной разберется либо он, либо приедут некие „блатные“ из Кемерово. Он запугивал и угрожал своими связями в правоохранительных органах Юрги, в командовании нашей части и даже ФСБ. Предупреждал меня, что жаловаться мне никуда не стоит. Якобы это все равно не поможет и у него везде все схвачено».
Военнослужащий российской армии продолжил платить вымогателю. Когда о происходящем узнала его знакомая, она смогла выяснить номер Тартыкова и позвонила ему, пригрозив подать заявление в полицию. В ответ тот, по словам военного, начал требовать с него деньги за «моральный ущерб» и угрожал расправиться с ним и девушкой.
Прапорщик, в свою очередь, попался вымогателям еще раньше. Он якобы пытался заступиться за командира батареи, ветерана войны в Сирии, у которого тоже требовали деньги, но и сам стал их жертвой.
Еще один из военнослужащих гарнизона по имени Антон стал жертвой вымогателей также по наводке одного из сослуживцев, узнало издание. Он пригласил контрактника и его коллегу в квартиру, где их уже ждали несколько молодых людей. Мужчина по фамилии Клюев начал запугивать Антона, что в этой квартире хранятся «какие-то „левые“ патроны»: «Угрожал нам, что нас сейчас в этой квартире изобьют. Угрозы он аргументировал применением физической силы. Затем он заставил нас подержать в руках боевые патроны и сказал, что теперь мы должны ему денег, иначе он отдаст патроны полиции, а на них остались наши отпечатки пальцев. Изначально с нас потребовали 20 тыс. рублей. У нас отобрали сотовые телефоны, заперли в квартире, где мы провели следующие сутки. Лишь на следующий день нас отпустили, и мы перевели деньги этому Клюеву».
«Затем Клюев и его друзья много раз требовали с нас деньги под разными предлогами, а однажды и вовсе вломились к нам в квартиру с разборками», — рассказал Антон.
«Примечательно, что сами военнослужащие относятся к вымогательству, как к некой данности. Даже, когда мы разбирали ситуацию в Юрге, среди некоторых военнослужащих проскакивали высказывания в духе, что платят все и не только в Юрге, но и других регионах», — рассказала Светлана Голуб.
Мудариса Тартыкова, по словам правозащитницы Светланы Голуб, знают в Юрге под кличками «Мандарин» или «Миха-медведь». Он якобы ездит на тонированном Mercedes автомобиле без номеров и «обложил данью» не только военнослужащих в Юрге, но и своих соседей, отметила Голуб. Тартыков занимается поборами с военнослужащих как минимум с 2017 года и, по данным Ura.ru, у него есть список из почти 100 военнослужащих, которые регулярно платят ему дань.
Еще в феврале 2021 года в отношении Тартыкова возбудили уголовное дело по заявлению несколько военнослужащих по ч. 2 ст. 163 УК (вымогательство), следует из письма ГУ МВД Кемеровской области (копию публиковал «Комитет солдатских матерей»). Было задержано три человека, которых отправили в СИЗО на время следствия. Но в декабре 2021-го следователь Анастасия Высоцкая и прокурор Руслан Мамедов могли выпустить Тартыкова из СИЗО под подписку о невыезде. Теперь, потерпевшим звонит следователь Высоцкая и просит пострадавших взять деньги от родных Тартыкова под предлогом того, что это смягчит его вину, пишет паблик «Русская оружейная ассамблея».
В СМИ Тартыкова называют уроженцем Тувы.
Как выяснила Тайга.инфо, еще в 2010 году Юргинский городской суд признал Мудариса Тартыкова виновным в грабеже (ч. 1 ст. 161 УК). Он прямо на улице отобрал у женщины кошелек, вытащил из него деньги и вернул пустым. Он полностью признал вину и получил год условно.