«Ирония судьбы» и очки социальной реальности
В будущем к кинофильмам будут прилагаться очки социальной реальности. Все в фильме становится логичным: учителю и врачу за их мытарства — любовь и надежду, а номенклатурщику — пощечину и унижение. Ипполита мы бы увидели каким-нибудь вице-мэром, который машет травматом.
Дмитрий Лебедев, урбанист и экономист из новосибирского Академгородка, о главном новогоднем фильме и его социальном измерении.
С недавних пор на Новый год принято не смотреть, а ругать советский фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Мол, лузер, алкоголик и инфантил Женя Лукашин уводит у целеустремленного и успешного Ипполита невесту, фильм (якобы) учит плохому, а герои поступают глупо и нелогично. На самом деле все критики просто не знали или забыли советскую действительность и поэтому так возмущены. Если же вспомнить контекст, все в фильме происходит логично и правильно.
Первая подобная критика фильма вышла в 2007 году в колонке Натальи Радуловой, где она спросила: вот мы все смотрим этот фильм под «оливье», а что там показывают? Инфантил Лукашин зарабатывает мало, живет с мамой и ведет себя совершенно безответственно. Надя тоже инфантилка — с женатыми встречалась, в 35 не замужем, бежит с первым встречным, бросая такого жениха и возможности обеспеченной жизни.
Журналисты «Комсомольской правды» в 2019 выносят однозначный вердикт Лукашину: алкоголик без самоконтроля.
Длинный неподписанный разбор фильма на Adme.ru обсуждает психологические проблемы персонажей, и в психологии, как в ПДД, всегда есть к чему придраться, не виновата ни в чем только невеста Галя. Впрочем, иностранцы на IMDB, наоборот, называют ее манипуляторшей.
Обычно это иностранцы выдают перлы — герои поступили неправильно! Фильм безумный! И муссируют общие места: русская душа, Сибирь, ГУЛАГ, Достоевский. Но теперь и россияне выдают то же самое: фильм неправильный, герои безумные, как такой может быть положительным героем?
Так вот все эти претензии — от непонимания, что показано на экране. Зрители перестали понимать, что чего в сюжете стоит, и не видят логики авторов — почему Ипполит не положительный герой, хотя и прилично одет и многого достиг, а Лукашин — не «инфантил», хотя и живет с мамой в 36 лет.
Итак, разберем все от претензий.
1. Надя бросила прекрасного жениха Ипполита
Сегодня Ипполит покажется нам просто хорошо зарабатывающим, деловым мужчиной, знающим себе цену. Достаточно мысленно заменить «Жигули» «трешку» на новую «Мазду» «трешку», и получается какой-нибудь начальник отдела в корпорации. Чем не положительный герой?
Но в 1975-м любому взрослому по его пыжиковой шапке и дорогому пальто сразу было видно, что Ипполит — большой начальник (мои родители на этот вопрос ответили «заместитель директора какого-нибудь завода»). Или вот его «Жигули». Машин в стране в те годы было две на сто человек, а уж новую модель, ВАЗ-2103, можно было купить (тогда это называлось «достать») только «по блату», имея знакомых в автосалоне.
Ипполит может ездить за границу и дарить какой-то заграничный парфюм. Сегодня трудно ощутить исключительность этой возможности: за границу может съездить не только элита, но и простой россиянин, просто ему придется дольше копить. А в те годы даже в страны соцлагеря съездить было событием жизни. Путевки могли распределять в трудовом коллективе — скажем, пару штук в год на отдел. И выбирали коллективно, после чего кандидат на выезд проходил проверку, не был ли он или его родственники политически неблагонадежеными.
Надо добавить, что такой начальник, как Ипполит, имел доступ и к «спецраспределителю» — магазину для начальства партии и предприятий, что на заказ привозил особые товары, которых почти не было в продаже — фрукты (апельсины, мандарины, бананы — не зеленые и не подгнившие с утра до обеда, как в обычном магазине), хорошее мясо, редкие сладости и так далее.
В общем, Ипполит был не просто богаче, а из привилегированного сословия: он имел то, чего простой человек не купил бы, даже скопив. Вот за это таких недолюбливали.
Кроме того, он показывает себя ревнивцем и самодуром, а в конце еще и манипулятором, встав под душ в верхней одежде и уйдя на улицу. Разве это жених мечты?
2. Лукашин — алкоголик
Из жизни Лукашина показан всего один день, но критики сразу рисуют его алкоголиком. Скажите, а где вы в фильме видите запои, безденежье, дебоши? Ничего подобного в фильме не появляется и не упоминается.
Напомню, в советские годы не было ни тайландов с шерегешами, ни ночных клубов и корпоративов. Новый год справляли дома у себя, либо в гостях у родственников или друзей. Но телевизор в 1975-м мало у кого был — у персонажей фильма вот его тоже нет. А для домашних развлечений не было даже фейерверков, игровой приставки, или «дженги»! Главной развлекательной программой оставалось застолье — еда и выпивка.
ЗОЖ в СССР пропагандировали активно, поэтому он вызывал зевоту. Выпить на праздник много считалось не только не зазорным, а даже круто, а плохо считалось быть хроническим алкоголиком. Еще в девяностые годы многие вполне нормальные люди могли так много выпить на семейном празднике и потом долго отходить. Вплоть до середины нулевых вокруг этой же темы крутился юмор КВНа, посмотрите, к примеру, выступления томских «Детей лейтенанта Шмидта».
В общем, выпить лишку, как персонаж Мягкова, было в порядке вещей.
3. Лукашин живет с мамой
Жилищный кризис в СССР к 1975 году преодолели только частично. В Москве на человека приходилось только 15 квадратов — то есть, Жене с его мамой еще повезло жить в смежной «двушке», а не на средних 32 «квадратах».
Жилье в СССР нельзя было купить — его сдавали внаем от города или от предприятия, и в общей очереди на жилье от города даже в эпоху бурного строительства (1970-80-е) ждать приходилось лет по двадцать.
Да, можно было пойти на нужный оборонный завод, где строили и давали сотрудникам свое жилье, либо войти в партию (правда таких умных там тоже было много), либо быть в приоритетных категориях — семьи с детьми, ветераны и так далее. Не будучи привилегированным, а как Лукашин, просто врачом, квартиру можно было получить только к пенсии — видимо, как его мама, дождавшись обычной очереди. Кстати, и главная героиня Надя тоже живет с мамой, в точно такой же ситуации.
В общем, с такими жилищными условиями все персонажи — вполне средние люди по тогдашним меркам.
Кстати, а где отец Лукашина? Развелся? Нетрудно посчитать, что Женя родился в 1939 году, отец мог погибнуть на фронте, а мама одна работала и тянула на себе ребенка, отсюда и такой скорбный вид (кстати, такие же персонажи, только более черствые, появляются и в фильме «Вам и не снилось», 1981). Тоже вот факт, совершенно прозрачный только современникам.
4. Галя — манипуляторша
В целом характер Гали, конечно, сильный и командирский, но иностранный зритель предъявил претензии по поводу конкретной сцены: в самом начале фильма невеста Жени говорит ему: «Твоя мама уйдет праздновать к друзьям, и мы останемся одни». Услышав это за дверью, свекровь сначала молча сердится, но потом вздыхает и соглашается.
Если это и манипуляция, то вынужденная, опять же из-за жилищного кризиса. Когда в паре оба живут с родителями, да еще в проходных квартирах, если не в однокомнатных, то где им еще заняться сексом? Попробуй они снять номер в гостинице, это бы могло быть доложено начальству на работе, с разбором «аморалки» на профсоюзном или партсобрании, а дальше — выговор и неприятные записи в трудовой книжке.
Частных саун, куда сегодня ходят ради секса, не было совсем. Квартиры посуточно, конечно, сдавались в курортных местах, но не в столицах. Теоретически можно было выпросить ключи у друзей, которые бы на Новый год ушли бы в гости, но тогда не было бы этой сцены. Кстати, мать Нади тоже куда-то уходит на новогоднюю ночь.
5. Взрослые инфантилы бросают свои пары
Женя сбежал от предыдущей невесты, а Надя встречалась с женатыми мужчинами — значительно старше нее. Оба они к 35 годам не смогли жениться, а при первом же поводе бросают партнеров и идут в какие-то новые еще не ясные отношения.
Что касается Нади, то почему красивая женщина еще не смогла выйти замуж, объясняется просто — она учительница. Многие из них остаются старыми девами, работая в однополом коллективе и сильно загруженные работой. Свободное время в те годы могло уходить на элементарные бытовые вопросы: постоять в очереди в магазине, заштопать или постирать вещи — стиральной машины-автомата в те годы в свободной продаже еще не было. В фильме «Вам и не снилось» тоже есть такая героиня, одинокая учительница средних лет. Критикующие фильм журналисты и публицисты живут совсем другой жизнью — с широким и разнополым кругом общения, в котором остаться холостыми после тридцати просто нереально.
Мои родители, видевшие премьеру фильма уже взрослыми, отмечают, что и Надя и Женя не демонстрируют энтузиазма по поводу женитьбы — партнер не совсем тот, что надо, но молодость уходит, да и неженатым в СССР сложнее было получить то же жилье. И не удивительно, что они легко бросают своих половинок.
Очки социальной реальности
Любопытно, что все агрессивные критики фильма фокусируются только на характере героев и проецируют на них людей из своего окружения: Ипполит выглядит просто очень серьезным человеком, а Лукашина воображают встреченным на улице пьяницей. В общем, как анекдоте: два зэка смотрят телевизор: — Как это Пугачевой уже за 60, а выглядит так хорошо? — Так всю жизнь на воле, хавает центряк: сало, маргарин, пряники, тушняк.
Может, в далеком будущем к кинофильмам будут прилагаться очки социальной реальности — в них будет видно, что там было и почему в понятных нам терминах. Например, Ипполита мы бы увидели не просто «серьезным человеком», а каким-нибудь вице-мэром, который машет травматом и говорит Лукашину через губу: «тебя, чепушилу, закопают, ты понял?!« — уносится вдаль на Гелендвагене по встречке. Никто б не усомнился, какой он персонаж.
За исключением пары натяжек — про совсем одинаковые дома и ключи (карикатура на типовое строительство), что не того посадили в самолет (паспорта и тогда проверяли) — все в фильме становится логичным и по справедливости: учителю и врачу за их мытарства — любовь и надежду, а наглому номенклатурщику — пощечину и унижение.