В Новосибирске запахло «Нобелевкой»: городская вонь поставила в тупик новосибирских ученых
Ученые Новосибирского института органической химии (НИОХ СО РАН) провели по заказу Минприроды и экологии Новосибирской области исследование, направленное на выявление источников неприятного запаха в черте города Новосибирска. В ходе исследования они определили, что навозохранилище пахнет навозом, а Толмачевская канализация — канализацией. Это исследование стоило бюджету региона 400 тыс рублей. Неудивительно, что такие неожиданные результаты вызвали больше вопросов, нежели дали какие-то ответы.
Своими открытиями НИОХ СО РАН поделился в конце декабря, выпустив довольно подробный релиз. Из него следовало, что перед учеными стояла задача исследовать источники вони, время от времени накрывающей Новосибирск и его пригороды, для чего брали заборы в те дни, когда неприятного запаха не было. Результат оказался ожидаемым — источники установить не удалось.
«В пробах, отобранных в Новосибирске и Бердске при отсутствии запаха, дурно пахнущие вещества не обнаружены. В рамках проведенной работы достоверно выявлены маркерные соединения, характерные для навозных и канализационных запахов вблизи двух потенциальных источников дурно пахнущих веществ. Полученные данные позволяют установить источники дурно пахнущих веществ при отборе и анализе проб воздуха в период наличия запахов в Новосибирске», — пояснили в институте.
Возникает вопрос — для какой цели проводили такие исследования и как определяли места для взятия проб? Очевидно, что в Новосибирске в избытке точек со схожим содержимым и даже мэрия смогла найти источников гораздо больше. А главное — в чем смысл такого подхода, поскольку одинаковые маркеры могут распространять разные предприятия по всей цепочке утилизации отходов. Каким способом данная методика будет выявлять настоящего виновника, и не окажется ли продолжение этого странного эксперимента следующим этапом в освоении бюджетных средств?
Только в локации на северо-запад от Новосибирска есть несколько крупных потенциальных источника зловония. Кроме свинокомплекса, по тому же направлению располагаются отстойники Горводоканала Новосибирска, которые перерабатывают фекалии многомиллионной новосибирской агломерации (население Новосибирска и соседних населенных пунктов превышает 2,5 млн человек), а также стоки всех промышленных предприятий города и самого свинокомплекса. По тому же направлению расположена и магистральная канализационная инфраструктура — коллектор и перекачивающие насосные станции, промзона в районе микрорайона Дивногорский и целый кластер аграрных предприятий по всему периметру от аэропорта «Толмачёво»: из крупнейших — Чикская птицефабрика и коровники «Толмачевского», оборудованные огромными баками с навозом.
Ну и, наконец, «Толмачёвские Согры», куда идет слив канализации как из аэропорта «Толмачёво», так и из города Обь. Вот выдержка из генерального плана города Обь:
«Канализование северной части предусмотрено через КНС № 8,9,10 в урочище «Толмачёвские Согры». В КНС сточная вода хлорируется и сбрасывается в урочище «Толмачёвские Согры». Общий объём сточных вод, сброшенных в урочище «Толмачёвские Согры» через КНС МУП «Тепловодоканал» с учётом стоков от КЭЧ составляет 1015 м3/сут. Объём стоков определяется расчётами, приборов учёта нет.
Канализование Толмачёвского аэропорта с жилым микрорайоном: в канализацию Толмачёвского аэропорта поступают стоки от аэропорта и его жилого посёлка и через свои насосные станции перекачки КНС №11, КНС №12, КНС №13(1), КНС №14(2) сбрасываются в урочище «Толмачёвские Согры». Общий объём сточных вод, сброшенных в урочище «Толмачёвские Согры» составляет 2036,6м3/сут.
Урочище «Толмачёвские Согры» представляют собой частично заболоченную местность с большими озеровидными водоёмами как временного, так и постоянного типа. Стока в реку Обь из урочища нет. Постоянная ихтиофауна отсутствует».
То есть город Обь выливает свою канализацию просто на рельеф, и никто даже не знает, сколько именно.
Добавим к этому птицефабрики, окружающие Новосибирск и Бердск, и их пометохранилища, зачастую не оборудованные должным образом. А также мясокомбинаты, ливневки и объекты Горводоканала в самом Новосибирске и нелегальные сливы в городские речки.
Почему из всего этого многообразия были выбраны только два источника? Разве исследование вопроса вони не предполагает полноту? Или задачи изначально подгоняли под заранее выбранное решение?
Тайга.инфо направила запрос в Минприроды Новосибирской области с просьбой прояснить данные вопросы.