Новосибирские эксперты и политики предрекли потерю управляемости после закона Клишаса: Всё стерилизуют, а потом по улицам бегают толпы
В горсовете Новосибирска раскритиковали федеральный законопроект, меняющий систему местного самоуправления. Оппозиция и эксперты считают, что страна может потерять управляемость.
Комиссия горсовета Новосибирска по местному самоуправлению обсудила федеральный законопроект депутата Госдумы Павла Крашенинникова и красноярского сенатора Андрея Клишаса (оба — «ЕР»). Они решили избавиться от двухуровневой системы местного самоуправления, ликвидировать сельские власти и урезать полномочия муниципалитетов.
Сейчас в России около 20 тыс. муниципальных образований, и после реформы, по словам экспертов, их число сократится в три раза. В Новосибирской области — 488 муниципальных образований, из них 35 — это городские округа и муниципальные районы. В итоге останутся только они, приводит обком КПРФ данные выступавших в горсовете. Декан факультета государственного сектора НГУЭиУ Андрей Макарцев пояснил:
«У бывших поселений не будет своих бюджетов, муниципальной собственности. Фактически за рамки законопроекта выводятся такие органы, как муниципальные избирательные комиссии», — отметил декан государственного сектора Новосибирского государственного университета экономики и управления Андрей Макарцев.
Собравшиеся по-разному оценивали данный закон — конечно, представители «Единой России» предлагали подождать, посмотреть, как он будет работать, но другие выступавшие отмечали, что, например, Новосибирск и другие муниципалитеты лишатся возможности распоряжаться своими землями.
174477
«Я вижу только два тренда. Тренд первый — усиление роли губернаторов, которым дали рычаги в руки, второй тренд — укрупнение муниципальных единиц, — добавил вице-спикер горсовета Новосибирска Антон Тыртышный (КПРФ). — И здесь даже партии власти это может быть не выгодно, потому что ее инфраструктура в селе строится на поселковых администрациях. Все ложится одно к одному — дистанционное электронное голосование, обсуждаемое уменьшение количества избирательных участков, возникает такое ощущение, что экономия средств будет осуществляться за счет „медвежьих уголков“, дальних территорий. Этот закон вредный, потому что он грозит потерей управляемости территориями».
По мнению коммуниста, после принятия закона у местных органов власти сократят чисто полномочий.
«Власть отдаляется от человека, — отметил Тыртышный. — Я уж молчу про поселковый уровень — по каждому вопросу придется ехать в районный центр? Идет жесткая централизация, федеральный уровень командует региональным, региональный — местным. В конечном итоге, будет масса негативных последствий, управляемость территорий будет меньше, что приведет к деградации страны. Можно уволить всех чиновников, но люди начнут задавать нерешенные вопросы друг другу».
«Этот закон уничтожает остатки федерализма, выстраивая прямую вертикаль власти, — считают в независимой коалиции „Новосибирск 2020“, депутаты от которой также были на заседании. — Полномочия муниципальной власти сводятся к выбору цвета лавочек. Разумеется, депутаты коалиции не поддерживают этот закон. Но решение по нему будет принимать Госдума. У нас нет иллюзий, закон скорее всего будет принят».
Глава исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Михаил Зайцев признал, что к законопроекту очень много вопросов: «До последнего времени я не мог понять, что означает термин „публичная власть“. Как выяснилось, существуют три взаимоисключающих определения этого понятия, данный термин является дискуссионным в юридической среде. Страна у нас настолько огромная, что любой федеральный закон должен давать вариации его применения».
Законопроект может совершенно не учитывать специфику регионов. Зайцев для примера сравнил Краснодарский и Красноярский края.
«В первом случае — станицы по 20 тыс. [человек], во втором — не в каждом районе 10 тыс. наберется. В Краснодарском крае для перемещения по территории используют автомобиль, в Красноярском — чтобы попасть в отдаленные территории, не обходятся без вертолета, расстояние между населенными пунктами составляют тысячи километров. Законопроект ликвидирует поселенческий принцип, что меняет полностью систему местного самоуправления», — добавил эксперт.
Федеральные власти пытаются выстроить «жесткую армейскую вертикаль», по которой есть «федерация» и подотчетные ей субъекты.
«Местное самоуправление никто, кроме субъекта, видеть не будет — не царское это дело. Поэтому с 24 по 31 января и мы, и Всероссийская ассоциация местного самоуправления и Союз российских городов будут проводить круглые столы с участием как „теоретиков“, так и „практиков“ — руководителей муниципальных образований, чтобы понять — а что мы можем здесь сделать», — отметил Зайцев.
Главы муниципальных районов и поселений уже «схватились за головы», сообщили в обкоме КПРФ.
«В муниципалитетах, городских округах есть лакомый ресурс — земля. Может быть об этом этот закон? — предположил Зайцев. — Может быть, закон преследует своей целью повышение урбанизации страны? Представьте, что вы живете в населенном пункте, где нет системы управления — вам оно надо? Есть опыт Канады, где все население сосредоточено на узкой полоске границы с США, но мы граничим с другими мирами. Получается некая стерилизация общественного пространства. Как историк говорю, что это ни к чему хорошему не приводит. Есть опыт стран, где было все стерилизовано, а потом по улицам бегали толпы и власть не знала, с кем вести переговоры».
Представители «Единой России» на комиссии горсовета предлагали подождать, как будет работать законопроект. Но другие выступавшие отмечали, что, например, Новосибирск и другие муниципалитеты лишатся возможности распоряжаться своими землями.
Что изменится по законопроекту
1. Ликвидируются сельсоветы, у которых пока есть собственные администрации и советы депутатов (решения могут коснутся и малых поселений и относительно крупных муниципалитетов). Таким образом, прямых выборов депутатов станет гораздо меньше, а вопросы местного значения будут решаться только на уровне городских или муниципальных округов.
(Но это, в частности, уберет возможность формировать райсоветы без прямых выборов — через назначение сельских депутатов в районные советы, как это было сделано с подачи единороссов в некоторых районах Новосибирской области)
2. Сейчас существует три модели выборов мэров городов и районов, если они обладают полномочиями главы администрации: прямое голосование жителей, выборы из состава советов депутатов и назначение депутатами одного из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, половину которой формирует губернатор.
Законопроект оставляет «конкурсную комиссию» только для назначения сити-менеджеров (руководителей администраций без статуса главы города). Для кандидатов в мэры третья модель меняется — их сможет представлять лично губернатор.
Модель выборов устанавливает региональными парламентами, подавляющее число которых подконтрольно единороссам.
3. Губернатору дается право «вынести предупреждение» и «объявить выговор» главе муниципального образования за «ненадлежащее исполнение обязанностей».
Мэр может быть отстранен советом депутатов или через суд по инициативе губернатора.
«Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления», — утверждали в Госдуме.
Подготовил Ярослав Власов