Директор новосибирского художественного музея: «Это не только место, где живут картины»
Екатерина Болдырева возглавила Новосибирский государственный художественный музей весной 2021 года, сразу же столкнувшись в пандемией коронавируса. В интервью Тайге.инфо она рассказала о новых форматах работы с любителями искусства, заблаговременной подготовке к выставкам, выстраивании работы со школьниками и о том, что современные музеи становятся коммуникативными площадками.
Тайга.инфо: Что вас удивило больше всего, когда вы стали директором художественного музея?
– Самое главное – это осознание того факта, что в нашем городе далеко не все знают, где находится художественный музей. Факт непонятный, но это правда. Когда я приглашала, скажем, партнеров на переговоры в музей, то в ответ могла услышать не только слова благодарности, но и вопрос: «А где вы находитесь?». Честно скажу, что это для меня был серьезный момент, ведь мы когда-то выросли в картинной галерее, как и в Оперном театре, даже не допуская мысли, что кому-то надо объяснять, где они находятся.
Конечно, меня это встревожило, отсюда и первая задача – популяризация музея. Мы очень серьезно взялись за работу. Прошло уже более полугода, и теперь наши гости говорят нам, что знают сегодня о музее гораздо больше. Мы активно работаем в соцсетях, считаю это направление одним из важнейших, присутствуем на телевидении, в печатных СМИ. Уделяем немало внимания и наружной рекламе. Те, кто летает из «Толмачёво» наверняка видели наши артобъекты, выставки детских работ изостудии музея и галерею репродукций , где мы постарались рассказать главное о художественном музее. Стараемся максимально быть ближе к людям, и все время информировать их о том, что происходит в музее , что можно посмотреть.
Тайга.инфо: Тогда следующий вопрос простой: выросло ли количество зрителей?
–Да, безусловно. Особенно радует большой интерес молодежи. Я уверена, что с молодежью нужно работать особенно внимательно. Если людям старшего и среднего возраста не надо объяснять, что такое музей, то у молодежи бывают вопросы. При этом часть молодых людей знает немало об искусстве, интересуется им, много читает – к ним один подход. У других искусство в жизни не присутствует.
Тайга.инфо: Но они слышали, что оно где-то есть.
– Именно так. И нужно сделать, чтобы они встретились. Этим мы и занимаемся, вовлекаем детей и школьников в диалог между ними и музеем. Для этого существуют авторские лекции, встречи с кураторами выставок, фестивали и так далее. Когда ребята участвуют в процессе сами, тогда уходит формальность, и они по новому открывают музей для себя.
Тайга.инфо: По «Пушкинской карте» к вам в музей приходят?
– Конечно. Ребята активно ее используют, и нужно сказать, что инициатива оказалась очень удачной. В этом плане обязательно работаем с муниципальными районами области. Например, очень активно ездит к нам Сузунский район. Мы плотно работаем с районами. Недавно у нас были учителя из Барабинска, ветераны из Коченево. Активно приезжают школьники из Искитима, Колывани, Мошковского района. С отдаленными районами сложнее, но мы думаем над тем, как и их привлечь, ведь интерес к нам там растет.
Тайга.инфо: Вас можно часто встретить не в рабочем кабинете, а беседующей с посетителями в одном из залов. О чем говорите?
– Я очень люблю общаться с гостями музея, чтобы постоянно была обратная связь. Нужно говорить с людьми, которые к нам пришли, узнавать их мнение и впечатления.
Открытие выставки, на которое традиционно приходит немало гостей, это ведь далеко не все! Собственно открытие – это особый жанр, красивое событие, которое во многом определяет дальнейший интерес к экспозиции. Но главное - это не просто открыть очередную выставку, которых у нас немало, а сделать так, чтобы люди приходили и смотрели на нее, пока картины и скульптуры экспонируются в художественном музее. В 2021 году у нас был целый фейерверк выставок – очень разных и очень интересных.
Тайга.инфо: В 2021 году были Международное Триеннале графики , Филонов и Борхерт, Айвазовский и Никас Сафронов. При этом всегда мощно представлены сибиряки. Как вы все это выстраиваете в единое целое?
– Каждая из представленных выставок – это отдельный пласт работы. Одно только Триеннале графики чего стоит! Это масштабный проект: у нас было представлено 35 стран, 330 художников более 800 работ на четырех этажах музея. Подготовка такого глобального фестиваля требует серьезного организационного труда. Наша работа - это всегда работа всего коллектива, у нас работают профессионалы, каждый отвечает за вверенный ему объем.
Что касается организации выставок то, мы все планируем заранее. Очень сильно заранее. Сейчас занимаемся 2023-м годом: переговоры, обсуждения, консультации. Процесс длительный и детальный, но именно он дает результат. Например, выставку «Аристократический портрет» мы готовили больше года, Айвазовского – примерно столько же. Сейчас в оперативной работе крупные выставки, которые пройдут в музее весной и осенью.
Тайга.инфо: Музеи не любят заранее анонсировать то, что покажут. Вы не исключение?
– Работа по организации выставки - процесс очень сложный и деликатный, у нас не принято заранее что либо говорить. Тем более ковид вносит поправки, как и у всех. Поэтому я скажу так: в 2023 году в художественном музее пройдет ряд серьезных федеральных выставок, будет интересная выставка искусства советского периода. Мы продолжим делать выставки к юбилеям наших сибирских мастеров. Например, вы сможете увидеть большую выставку работ Николая Грицюка , которую мы откроем в День его Рождения 10 февраля в честь 100-летия художника, или скульптуры Михаила Меньшикова тоже в честь столетия со дня его рождения.
Тайга.инфо: Как я понял, вы стремитесь сделать художественный музей интересным и модным местом?
–Совершенно верно. В хорошем смысле! Музей по уставу должен заниматься сохранением нашего культурного наследия и передачей его последующим поколениям. Сегодня музей – это не только место, где живут картины. Люди приходят сюда, чтобы общаться, обмениваться впечатлениями, обучаться, узнавать новое. Семейные походы сейчас вовсе не редкость. То есть, современный музей - это культурная, образовательная и коммуникативная площадка. Именно поэтому в прошлом году мы уделили такое большое внимание новым форматам работы.
Тайга.инфо: Про спектакли в художественном музее, думаю, знают уже многие.
– У нас показывают свои спектакли театр имени Игоря Рыбалова, детский театр «Заводной апельсин», театр «Арлекин» и другие. Прекрасный спектакль с полным аншлагом показали к 200-летию Достоевского выпускники столичного Щукинского училища.
Мы теперь и с выставками работаем по-новому. Вспомните Триеннале. Сначала четыре дня работали кураторы из разных стран, с которыми очень охотно общались наши гости , затем можно было посетить лекции и медиации, которые также вызывали большой интерес, особенно у молодежи. Каждый выставочный проект музея в настоящее время сопровождает культурно образовательная программа , подготовленная командой музея.
Тайга.инфо: Сюрпризы в 2022-ом году будут?
–Да и много. Об одном расскажу: в музее пройдет выставка «Город изумрудного Будды» в честь 125-летия установления дипломатических отношений между Россией и Таиландом. Не сомневаюсь, что она вызовет большой интерес. А открывать ее к нам специально прилетит посол Таиланда в Российской Федерации.
Беседовал Владимир Кузменкин