Юбилейный Канский фестиваль: У него есть миссия
ХХ Международный Канский видеофестиваль открывается 28 января. Его директор Павел Лабазов рассказал Тайге.инфо об уникальности форума, а лауреат Алексей Акимов, выросший в Канске – о его значении для города.
В конкурсной программе фестиваля короткометражки, продолжительность некоторых — меньше трех минут. Но форум откроет фильм «Шапито-шоу», который идет 3,5 часа.
«Режиссер этого фильма Сергей Лобан участвовал в самом первом фестивале в Канске: в программе был снятый им видеоклип, — рассказал Тайге.инфо директор фестиваля Павел Лабазов. — Премьера „Шапито-шоу“ состоялась тоже на Канском фестивале — ровно девять лет назад. Мы решили показать этот фильм снова, причем полную его версию, чтобы понять, как всё изменилось за эти годы. А фильмом, которым завершится конкурсная программа в последний день фестиваля, станет скандинавское мокьюментари про музыкантов, которые в молодости пытаются создать рок-группу, а сейчас из старых видеозаписей делают про себя кино».
Первый фестиваль был, может быть, шуткой или вызовом, вспомнил Лобазов. Но уже на второй год поменялся весь контекст — фестиваль стал мультиформатным, кроме видеоарта на нем представлены другие виды искусства.
148866
«Фестиваль сам по себе является произведением современного искусства, — считает его директор. — Дважды в год публикуется список международных фестивалей, проводимых на территории РФ. Канский — единственный в России, посвященный исключительно короткому экспериментальному метру. Тысячи людей ежегодно стремятся принять в нем участие. Несмотря на то, что я на протяжении двадцати лет смотрю в год минимум по 5 тыс. фильмов, которые нам присылают, каждый раз открываю для себя что-то новое. Находятся фильмы, которые меня удивляют».
В этом году конкурсная программа, спецпоказы и лекции пройдут в красноярском Доме кино. Вход, как и раньше, будет бесплатным, но желающим нужно предварительно зарегистрироваться.
Алексей Акимов вырос в Канске, сейчас живет в Красноярске. Он участвует в фестивале третий раз. По его словам, заняться съемками его вдохновили фестивальные показы в Канске, на которых он побывал в юности.
«В Канске проходит не так много крупных мероприятий. Большая часть участников фестивалей — иностранцы, которые, возможно, будут по Канску судить о всей Сибири, — отметил Акимов. — Этот фестиваль — конечно, привнесенное мероприятие. Если бы не московские арт-кураторы, фестиваля бы в городе не было, и Канск по-прежнему был бы знаменит только тем, что в городе коллектор без конца прорывает и постоянно горит частный сектор. Вне контекста Канского фестиваля в федеральных новостях про свой родной город в последний раз слышал, когда канец убил свою жену, детей и себя. И, конечно, широкий резонанс получила история канских подростков, которые в игре „Майнкрафт“ хотели взорвать здание ФСБ, и за это на них завели уголовное дело».
«Канский фестиваль в последние годы существовал не благодаря, а, скорее, вопреки местным властям, — считает Акимов. — Возможно, фестиваль в Канске нужен не всем, но даже если он нужен десяти людям, его необходимо сохранить, иначе эти десять просто увянут без общения, без знакомства с новым. У фестиваля есть миссия, он открыт для всех желающих».
Художники, приезжавшие на Канские фестивали, ставили в городе арт-объекты. По словам Алексея, жители очень полюбили «Памятник неизвестному художнику», но, кажется, не оценили стрит-арт проект «Афиша»: художники рисовали афиши фильмов-участников на стенах канских зданий. Алексей говорит, что работы этих художников на арт-рынке стоят больших денег, но в Канске их произведения просто закрасили — не со зла, а от непонимания.
Новый фильм Алексей, который покажут в рамках нынешней конкурсной программы, называется «Летящий троллейбус»: «Это не принципиально, что именно там улетает. Фильм про людей. Про то, что у многих из нас есть единомышленники, о существовании которых мы даже не подозреваем».
Что надо знать о Канском фестивале
— Канский видеофестиваль делает ставку на неортодоксальные техники. «Мы на пограничном поле между кинематографом и contemporary art. Воспринимаем фестиваль не как результат, а как процесс, не являемся частью киноиндустрии, в том числе и фестивальной», — уточняет арт-директор фестиваля Надежда Бакурадзе. Более привычные, нарративные, фильмы в программе тоже есть, но в таких обязательно должен быть неожиданный поворот.
— В программе игровое, документальное кино и анимационные фильмы.
— Участниками и гостями фестиваля в разные годы становились поэт и публицист Лев Рубинштейн, поэт Андрей Родионов, актёр Михаил Ефремов, группа НОМ.
— В 2016 году первый директор Канского фестиваля, режиссер Андрей Сильвестров, снял в городе полнометражный фильм «Россия как сон», в котором участвовали жители и гости фестиваля.
— Прошлый Канский фестиваль из-за ковида проходил онлайн. Организаторы устроили круглосуточное вещание, создав ютьюьб-канал Сопромат-ТВ.
— Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор». На прошлом форуме его получил документальный фильм «Со-мужья» Ганеша Пандая, исследовавший фратернальную полиандрию — форму многомужества, при которой несколько братьев женаты на одной женщине.
Андрей Новашов