Статья, которой нет: почему в России нужно отдельное наказание за пытки
В Уголовном кодексе России до сих пор нет отдельной статьи о пытках, несмотря на то, что в стране живут тысячи их жертв. СМИ запустили кампанию за то, чтобы незаконное насилие в полиции и тюрьмах перестали скрывать. Правозащитная организация Комитет против пыток и исполнитель Влади (участник группы «Каста») сняли клип, в котором рассказывают истории о насилии силовиков.
Комитет против пыток запустил акцию о том, почему важно ввести в УК РФ отдельную статью о пытках и перестать прятать жестокое насилие в полиции и тюрьмах за скромным «превышением полномочий». К проекту «Пытки есть, а статьи в УК — нет» присоединились независимые СМИ.
«В Уголовном кодексе России до сих пор нет отдельной статьи о пытках, хотя в стране есть тысячи жертв пыток. Нет статьи — нет и официального признания проблемы, нет возможности вести точную статистику и исследовать масштаб происходящего, — пишет „Новая газета“. — Мы боремся за то, чтобы незаконное насилие в полиции и тюрьмах стало видимым, его перестали прятать за размытым и не отражающим сути „превышением должностных полномочий“, а виновные в пытках несли неотвратимое наказание».
«Часто говорят, что жертвы пыток — и сами преступники. Но в отношении них приговоры как раз выносятся и ответственность они, как правило, несут. Давайте справедливость и закон будут работать во все стороны, а не только в одну», — отметил юрист Комитета против пыток Дмитрий Казаков.
По данным организации, около 20% дел удается довести до приговора на национальном уровне — во всех остальных случаях национальные средства правовой защиты не работают.
«Россия не исполняет свое собственное законодательство. Нам приходится обращаться в международные органы. Самый понятный и частый путь — ЕСПЧ», — объяснила Садовская.
Сейчас должностных лиц привлекают за пытки по ст. 302 УК (Принуждение к даче показаний) и ст. 286 УК (превышение должностных полномочий).
Тайга.инфо много и подробно рассказывает о пытках в Сибири. Например, недавно одного из самых известных осужденных, которых заключенные обвиняли в массовых пытках в Иркутской области, увезли в красноярскую колонию. Ему облегчили условия содержания, несмотря на то, что он был судим за преступления особой тяжести, включая изнасилование и избиение до смерти.
Еще мы записали рассказ бывшего тувинского заключенного ангарской ИК-15 об участии оперативников ФСИН в пытках и собрали целую энциклопедию пыток в иркутских исправительных учреждениях.