Суд подтвердил законность возбуждения генпрокуратурой уголовного дела в отношении алтайских чиновников
01 Фев 2005, 10:47
Горно-Алтайский городской суд сегодня, 1 февраля, признал правомерным возбуждение уголовного дела по фактам превышения в процессе ликвидации последствий произошедшего в 2003 году землетрясения должностных полномочий сотрудниками правительства Республики Алтай и следственные мероприятия, производимые в его рамках. Именно это следует из решения суда по жалобе заместителя руководителя Единого аппарата главы РА и правительства республики Павла Пахаева, который пытался оспорить законность возбуждения Генпрокуратурой уголовного дела и произведенного в его кабинете обыска. С подробностями - корреспондент ИА REGNUM в Горно-Алтайске.
Слушания по заявлению заместителя руководителя Единого аппарата главы республики и правительства РА Павла Пахаева о признании незаконным возбуждения уголовного дела о превышении должностных полномочий чиновниками республики в ходе ликвидации последствий землетрясения начались в понедельник, 31 января. Правительственный чиновник обжаловал постановление о возбуждении уголовного дела № 98025, которое было подписано 11 января текущего года заместителем Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Валентином Симученковым. Поводом для начала следственных действий стал рапорт старшего прокурора отдела Генпрокуратуры по СФО Надежды Дечко, а также результаты многочисленных проверок, которые проводили прокурорские работники в районах, пострадавших от землетрясения. Валентин Симученков усмотрел в действиях региональных чиновников состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 286 УК РФ - "Превышение должностных полномочий".
Для расследования данного уголовного дела была создана следственная бригада из двадцати человек, которую возглавил следователь по особо важным делам при заместителе генерального прокурора РФ в Сибирском Федеральном округе Владимир Ануфриев. Прибывшая в Горно-Алтайск бригада сразу взялась за дело - с первых же дней ее пребывания были произведены выемки документов и обыски в ряде правительственных учреждений, в том числе и в кабинете Павла Пахаева. Так что чиновник в своем заявлении просил суд не только признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела № 98025, но и постановление о проведении у него обыска.
В зал заседаний явились сам Пахаев, его представитель Надежда Андреева, а также представители прокуратуры - первый заместитель прокурора республики Сергей Шухин, руководитель следственной бригады Владимир Ануфриев и следователь, проводивший обыск в кабинете Пахаева, - Игорь Мальков. Рассматривала дело судья Елена Борисова.
В начале судебного заседания Павел Пахаев заявил, что 17 января 2005 года в кабинет № 310 административного здания правительства Республики Алтай, который является его рабочим местом, пришли сотрудники правоохранительных органов во главе со следователем прокуратуры Игорем Мальковым и предъявили постановление о проведении обыска. Обыск проводился в рамках возбужденного уголовного дела, и следователи, по словам Пахаева, искали у него "черновые записи, схемы, документы, фотографии, которые могли бы подтвердить наличие криминальной связи между должностными лицами правительства и подрядчиками, выигравшими конкурсы на строительство жилья и объектов соцкультбыта в районах, пострадавших от землетрясения".
В ходе обыска в рабочем кабинете Пахаева были изъяты, в том числе, два портативных компьютера и документы, что повлекло за собой, по его словам, дезорганизацию работы Аппарата правительства. Об этом свидетельствуют докладные записки на имя руководителя аппарата Сергея Сухорукова от руководителей подразделений Людмилы Хорошиловой, Надежды Кустовой, Нины Епифановой, Юрия Стребкова и Елены Ефимовой. Все они, как один, сообщают в своих посланиях о том, что из-за изъятия компьютеров из кабинета Павла Пахаева невозможно обеспечить документооборот, подготовить заседание правительства, зарегистрировать сообщения электронной приемной.
Выступая перед судом, Пахаев заявил, что считает обыск незаконным: "Прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц правительства республики, а я к ним не отношусь, я даже не член правительства. Со мной это вообще произошло впервые! Обыск шел семь с половиной часов, я был вынужден все это время сидеть в кабинете. Представьте, каково даже в туалет ходить под пристальным вниманием сотрудников отдела по борьбе с организованной преступностью". Пахаев также выразил недоумение, какое отношение к возбужденному уголовному делу может иметь личный блокнот главы республики Михаила Лапшина, а также рабочие тетради самого Пахаева, записи в которых были сделаны в 2002 году, еще в бытность его помощником руководителя республики. К тому же Пахаев убежден в том, что из-за действий следователей пострадало его "честное и доброе имя": "Все сотрудники правительства через несколько минут после начала обыска знали, что у меня обыск. Это нанесло ущерб моей репутации. Потом меня уже в городе знакомые спрашивали - что это вас там обыскивали, что это вы натворили?" - с горечью в голосе поделился воспоминаниями Павел Пахаев. На вопрос судьи о том, какие именно требования он заявляет, Пахаев сообщил, что требует признать незаконным возбуждение уголовного дела и все последовавшие за ним решения, в том числе обыск. Судья попросила перечислить основания, которые, на взгляд заявителя, делают возбуждение дела незаконным. "Да я вообще не согласен с тем, что возбуждается уголовное дело в отношении должностных лиц правительства", - привел довод заместитель руководителя аппарата. К тому же, по мнению Пахаева, дело было возбуждено по тем же основаниям, которые рассматривались Горно-Алтайским городским судом по заявлению прокуратуры о признании фактов грубого нарушения главой республики Михаилом Лапшиным в ходе ликвидации последствий землетрясения прав граждан на жилье, образование и медицинскую помощь. "Суд в сентябре прошлого года отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных требований, дело было рассмотрено в Верховном суде республики, решение вступило в законную силу", - заявил он.
После этого выступила представитель заявителя Надежда Андреева. Она выражалась юридически грамотно и сообщила, что одновременно с обыском у ее доверителя проводился обыск в кабинете министра строительства и ЖКХ Николая Москалева. По мнению Андреевой, поскольку следователи не предъявили Пахаеву обвинений, не допрашивали его в качестве свидетеля, не избирали в его отношении меры пресечения и в связи с тем, что он не является членом правительства республики, то его нужно рассматривать в ходе данного разбирательства как "иное лицо, чьи права были нарушены в ходе следственных мероприятий". Незаконность возбуждения уголовного дела заключается в том, что основания, изложенные в постановлении, подписанном Валентином Симученковым, уже были предметом рассмотрения гражданского дела по заявлению прокуратуры. Остальные доводы, изложенные в постановлении, "мы считаем, мягко говоря, наивными", - сказала Андреева.
После выступления заявителей слово было представлено первому заместителю прокурора республики Сергею Шухину. В своем выступлении он отметил, что основанием возбуждения уголовного дела стали не только те вопросы, которые рассматривались ранее в гражданском процессе. Например, вопросу о завышении цен и объемов фактически выполненных строительных работ суд оценку не давал. Но дело даже не в этом, уверен Шухин. Жалоба Пахаева не подлежит удовлетворению хотя бы потому что "он не имеет никакого отношения к делу, интерес следователей вызвал не он, а его рабочее место. 20 января, то есть через три дня после обыска, изъятые вещи ему были возвращены. Он не заболел, не потерял работу, зарплату за эти три дня ему платили". Уголовное дело № 98025 было возбуждено, как заявил Сергей Шухин, законно, и его целью является установление истины и привлечение виновных в должностных преступлениях к ответственности. В данный момент проходят оперативно-следственные мероприятия, и обыск у Пахаева - одно из таковых, совершенных на законных основаниях. "Людей, пострадавших от землетрясения, сейчас вселяют в дома, где невозможно из-за холода жить и не прошедших государственную экспертизу. Мы и выясняем, кто именно из должностных лиц правительства республики должен нести за это ответственность", - заявил Шухин.
Руководитель следственной бригады Владимир Ануфриев сообщил, что он действительно, в силу имеющихся у него полномочий, принял решение о проведении обыска в кабинете Павла Пахаева, Николая Москалева, в Управлении капитального строительства. Он также сообщил, что в рамках возбужденного уголовного дела в качестве свидетелей допрашивались некоторые чиновники, а в пострадавших от землетрясения районах работают специалисты в области строительства и финансов.
Затем судья огласила материалы дела, из которых, в частности, следовало, что обыск в кабинете у Пахаева проводился 17 января с 15.30 до 21 часа. В протоколе обыска сказано, что было изъято 63 предмета. Также выяснилось, что на момент прибытия следователей в кабинете рядового, в общем-то, чиновника имелась приличная сумма денег - 95 тыс. рублей, которые, впрочем, изымать не стали, оставив деньги Павлу Пахаеву.
Выступая с заключительной репликой, заместитель руководителя Единого аппарата главы республики и правительства РА сказал: "Мое заявление в суд было написано на основании каких-то объективных моментов, поэтому прошу принять соответствующее решение". Представитель Пахаева подсказала ему: "И признать постановление незаконным". "Да, - согласился Пахаев. - и признать постановление незаконным".
После этого суд объявил перерыв до сегодняшнего утра. Сегодня судья Елена Борисова огласила свое решение, которым признала как возбуждение уголовного дела, так и прошедшие оперативно-следственные мероприятия законными. На это решение может быть подана жалоба в вышестоящий суд, однако пока не удалось выяснить, прибегнет ли к этому шагу Пахаев.
Слушания по заявлению заместителя руководителя Единого аппарата главы республики и правительства РА Павла Пахаева о признании незаконным возбуждения уголовного дела о превышении должностных полномочий чиновниками республики в ходе ликвидации последствий землетрясения начались в понедельник, 31 января. Правительственный чиновник обжаловал постановление о возбуждении уголовного дела № 98025, которое было подписано 11 января текущего года заместителем Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Валентином Симученковым. Поводом для начала следственных действий стал рапорт старшего прокурора отдела Генпрокуратуры по СФО Надежды Дечко, а также результаты многочисленных проверок, которые проводили прокурорские работники в районах, пострадавших от землетрясения. Валентин Симученков усмотрел в действиях региональных чиновников состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 286 УК РФ - "Превышение должностных полномочий".
Для расследования данного уголовного дела была создана следственная бригада из двадцати человек, которую возглавил следователь по особо важным делам при заместителе генерального прокурора РФ в Сибирском Федеральном округе Владимир Ануфриев. Прибывшая в Горно-Алтайск бригада сразу взялась за дело - с первых же дней ее пребывания были произведены выемки документов и обыски в ряде правительственных учреждений, в том числе и в кабинете Павла Пахаева. Так что чиновник в своем заявлении просил суд не только признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела № 98025, но и постановление о проведении у него обыска.
В зал заседаний явились сам Пахаев, его представитель Надежда Андреева, а также представители прокуратуры - первый заместитель прокурора республики Сергей Шухин, руководитель следственной бригады Владимир Ануфриев и следователь, проводивший обыск в кабинете Пахаева, - Игорь Мальков. Рассматривала дело судья Елена Борисова.
В начале судебного заседания Павел Пахаев заявил, что 17 января 2005 года в кабинет № 310 административного здания правительства Республики Алтай, который является его рабочим местом, пришли сотрудники правоохранительных органов во главе со следователем прокуратуры Игорем Мальковым и предъявили постановление о проведении обыска. Обыск проводился в рамках возбужденного уголовного дела, и следователи, по словам Пахаева, искали у него "черновые записи, схемы, документы, фотографии, которые могли бы подтвердить наличие криминальной связи между должностными лицами правительства и подрядчиками, выигравшими конкурсы на строительство жилья и объектов соцкультбыта в районах, пострадавших от землетрясения".
В ходе обыска в рабочем кабинете Пахаева были изъяты, в том числе, два портативных компьютера и документы, что повлекло за собой, по его словам, дезорганизацию работы Аппарата правительства. Об этом свидетельствуют докладные записки на имя руководителя аппарата Сергея Сухорукова от руководителей подразделений Людмилы Хорошиловой, Надежды Кустовой, Нины Епифановой, Юрия Стребкова и Елены Ефимовой. Все они, как один, сообщают в своих посланиях о том, что из-за изъятия компьютеров из кабинета Павла Пахаева невозможно обеспечить документооборот, подготовить заседание правительства, зарегистрировать сообщения электронной приемной.
Выступая перед судом, Пахаев заявил, что считает обыск незаконным: "Прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц правительства республики, а я к ним не отношусь, я даже не член правительства. Со мной это вообще произошло впервые! Обыск шел семь с половиной часов, я был вынужден все это время сидеть в кабинете. Представьте, каково даже в туалет ходить под пристальным вниманием сотрудников отдела по борьбе с организованной преступностью". Пахаев также выразил недоумение, какое отношение к возбужденному уголовному делу может иметь личный блокнот главы республики Михаила Лапшина, а также рабочие тетради самого Пахаева, записи в которых были сделаны в 2002 году, еще в бытность его помощником руководителя республики. К тому же Пахаев убежден в том, что из-за действий следователей пострадало его "честное и доброе имя": "Все сотрудники правительства через несколько минут после начала обыска знали, что у меня обыск. Это нанесло ущерб моей репутации. Потом меня уже в городе знакомые спрашивали - что это вас там обыскивали, что это вы натворили?" - с горечью в голосе поделился воспоминаниями Павел Пахаев. На вопрос судьи о том, какие именно требования он заявляет, Пахаев сообщил, что требует признать незаконным возбуждение уголовного дела и все последовавшие за ним решения, в том числе обыск. Судья попросила перечислить основания, которые, на взгляд заявителя, делают возбуждение дела незаконным. "Да я вообще не согласен с тем, что возбуждается уголовное дело в отношении должностных лиц правительства", - привел довод заместитель руководителя аппарата. К тому же, по мнению Пахаева, дело было возбуждено по тем же основаниям, которые рассматривались Горно-Алтайским городским судом по заявлению прокуратуры о признании фактов грубого нарушения главой республики Михаилом Лапшиным в ходе ликвидации последствий землетрясения прав граждан на жилье, образование и медицинскую помощь. "Суд в сентябре прошлого года отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных требований, дело было рассмотрено в Верховном суде республики, решение вступило в законную силу", - заявил он.
После этого выступила представитель заявителя Надежда Андреева. Она выражалась юридически грамотно и сообщила, что одновременно с обыском у ее доверителя проводился обыск в кабинете министра строительства и ЖКХ Николая Москалева. По мнению Андреевой, поскольку следователи не предъявили Пахаеву обвинений, не допрашивали его в качестве свидетеля, не избирали в его отношении меры пресечения и в связи с тем, что он не является членом правительства республики, то его нужно рассматривать в ходе данного разбирательства как "иное лицо, чьи права были нарушены в ходе следственных мероприятий". Незаконность возбуждения уголовного дела заключается в том, что основания, изложенные в постановлении, подписанном Валентином Симученковым, уже были предметом рассмотрения гражданского дела по заявлению прокуратуры. Остальные доводы, изложенные в постановлении, "мы считаем, мягко говоря, наивными", - сказала Андреева.
После выступления заявителей слово было представлено первому заместителю прокурора республики Сергею Шухину. В своем выступлении он отметил, что основанием возбуждения уголовного дела стали не только те вопросы, которые рассматривались ранее в гражданском процессе. Например, вопросу о завышении цен и объемов фактически выполненных строительных работ суд оценку не давал. Но дело даже не в этом, уверен Шухин. Жалоба Пахаева не подлежит удовлетворению хотя бы потому что "он не имеет никакого отношения к делу, интерес следователей вызвал не он, а его рабочее место. 20 января, то есть через три дня после обыска, изъятые вещи ему были возвращены. Он не заболел, не потерял работу, зарплату за эти три дня ему платили". Уголовное дело № 98025 было возбуждено, как заявил Сергей Шухин, законно, и его целью является установление истины и привлечение виновных в должностных преступлениях к ответственности. В данный момент проходят оперативно-следственные мероприятия, и обыск у Пахаева - одно из таковых, совершенных на законных основаниях. "Людей, пострадавших от землетрясения, сейчас вселяют в дома, где невозможно из-за холода жить и не прошедших государственную экспертизу. Мы и выясняем, кто именно из должностных лиц правительства республики должен нести за это ответственность", - заявил Шухин.
Руководитель следственной бригады Владимир Ануфриев сообщил, что он действительно, в силу имеющихся у него полномочий, принял решение о проведении обыска в кабинете Павла Пахаева, Николая Москалева, в Управлении капитального строительства. Он также сообщил, что в рамках возбужденного уголовного дела в качестве свидетелей допрашивались некоторые чиновники, а в пострадавших от землетрясения районах работают специалисты в области строительства и финансов.
Затем судья огласила материалы дела, из которых, в частности, следовало, что обыск в кабинете у Пахаева проводился 17 января с 15.30 до 21 часа. В протоколе обыска сказано, что было изъято 63 предмета. Также выяснилось, что на момент прибытия следователей в кабинете рядового, в общем-то, чиновника имелась приличная сумма денег - 95 тыс. рублей, которые, впрочем, изымать не стали, оставив деньги Павлу Пахаеву.
Выступая с заключительной репликой, заместитель руководителя Единого аппарата главы республики и правительства РА сказал: "Мое заявление в суд было написано на основании каких-то объективных моментов, поэтому прошу принять соответствующее решение". Представитель Пахаева подсказала ему: "И признать постановление незаконным". "Да, - согласился Пахаев. - и признать постановление незаконным".
После этого суд объявил перерыв до сегодняшнего утра. Сегодня судья Елена Борисова огласила свое решение, которым признала как возбуждение уголовного дела, так и прошедшие оперативно-следственные мероприятия законными. На это решение может быть подана жалоба в вышестоящий суд, однако пока не удалось выяснить, прибегнет ли к этому шагу Пахаев.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522