Омичи увидели древнюю Сибирь в современном искусстве новосибирцев и барнаульцев
Вчера в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля открылась выставка «Сибирский миф», ставшая вторым этапом проекта Государственного Русского музея «Прорастая Сибирью». Экспозиция представила произведения из собраний музеев и частных коллекций Омска, Горно-Алтайска, Барнаула, Тюмени и Новосибирска, которые соединили в себе архаику и современное искусство.
Всероссийский проект «Прорастая Сибирью» рассчитан на сотрудничество Государственного Русского музея с другими российскими музеями. Первый этап проекта был представлен в 2004 году. Тогда в городах Сибирского федерального округа были организованы региональные выставки, посвященные этноархаике в творчестве современных художников.
Представленная вчера выставка стала продолжением проекта и имеет статус межрегиональной. Как отмечают организаторы экспозиции «Сибирский миф. Голоса территорий» сотрудники Омского музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля, ее цель — показать преломление традиционных архаических культур в современном творчестве. Она объединила около 300 произведений 66 сибирских авторов. Работы художников были предоставлены музеями Барнаула, Горно-Алтайска, Новосибирска, Омска и Тюмени, а также частными коллекционерами.
Свои произведения представили художники — носители традиционных культур: основоположники северного изобразительного стиля Константин Панков (ненцы), Василий Уза (нанайцы), продолживший их традиции Геннадий Райшев (ханты), художник-исследователь культуры алтайцев Георгий Чорос-Гуркин, завороженный наследием скифов Игнат Ортонулов и другие мастера. Архаика в их работах проявляется в использовании образов древнего мира, ритуальных знаков, мотивов наскальных рисунков, символов, характерных для той или иной культуры. Во множестве работ нет конкретных образов, главное для художника — передать дух и атмосферу своей культуры. В темах, жанрах и способах выражения авторы не были ограничены: здесь представлена графика, живопись, скульптура, композиции, видео-арт. Если тюменцы и алтайцы на выставке достаточно консервативны (резьба по кости, живопись, графика), то Новосибирск, Омск и близкий к ним в осмыслении своей культуры Барнаул представлены более ново и смело. Так, новосибирцы Светлана Бакушина и Владимир Калабин создали медиапроект «Мелодия для флейты». На экране собравшимся демонстрировалось осознание авторами древности через новое искусство. Художники назвали представленное «бытовым шаманизмом» — обнаженные человеческие тела пытаются выразить то, что скрывается под словом «древность». «Как выразить на словах смысл мелодии ветра? Искусство удивлять и удивляться самому объединяет средневекового алхимика и современного фотографа», — заметил Владимир Калабин и удивил публику своим необычным осмыслением древности.
Омичка Татьяна Дашкова представила композицию «Дерево времени», прикрепив на ствол дерева детали часов. Художник-концептуалист Сергей Баранов осмыслил соединение архаики и современности в своей работе «Клад 1169» — среди пластиковых бутылок в песке лежат ржавые гаечные ключи и печенье в виде животных, как бы являющиеся загадочными символами древности.
Подобные омской выставки одновременно проходят в Красноярске, Новосибирске и Иркутске. Третьим этапом проекта «Прорастая Сибирью» станет большая экспозиция в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге в 2006 году, где будут экспонироваться лучшие из представленных произведений сибирских художников.