Присяжные выслушали историю банды из милиционеров
Вчера в Новосибирском облсуде коллегия присяжных заседателей приступила к рассмотрению дела Владимира Большенскова и его банды. На счету бывших милиционеров и военнослужащих внутренних войск, по данным прокуратуры, 12 умышленных убийств и вдвое больше разбойных нападений. На описание преступлений у прокурора в первый день процесса ушло около четырех часов.
Коллегия присяжных по делу банды была сформирована на прошлой неделе. Из более чем 100 кандидатов стороны выбрали 12 основных присяжных и 10 запасных. Судебное разбирательство грозит затянуться не на один месяц, и некоторые заседатели по различным причинам могут его покинуть. Поэтому, чтобы не распускать в таком случае всю коллегию, было решено увеличить количество ее участников почти вдвое. Вчера началось рассмотрение дела по существу. Девятерых подсудимых доставили в зал заседания с овчарками. Такие меры предосторожности понятны, если учесть, сколько убийств вменяется участникам банды.
Обращаясь к присяжным, прокурор Галина Боброва просила их набраться терпения и огласила фабулу обвинения. По данным следствия, организатором и идейным вдохновителем, лидером банды стал бывший сержант роты ППС Владимир Большенсков, судимый за кражу аппаратуры из видеосалона. К Большенскову присоединились его лагерные друзья — также бывшие сотрудники милиции или военнослужащие внутренних войск. Начинали бандиты с налетов на склады, офисы коммерческих фирм, научные институты. Спрятавшись в туалете или на чердаке, налетчики ждали, когда весь персонал уйдет, затем под угрозой оружия заставляли сторожа лечь на пол, связывали его, забирали бытовую технику и деньги. Большинство преступлений бандиты совершили по одной схеме, что немного утомило присяжных. Заметно оживились они, когда прокурор–обвинитель оглашала эпизод, связанный с налетом на один из НИИ: чтобы выяснить, где и что лежит, а также, как охраняется объект, один из предполагаемых участников банды Олег Вешняков посещал лекции по разведению грибов.
Как завороженные присяжные слушали эпизод об убийстве в июне 1998 года одного из лидеров группировки Сергея Жилинских. По материалам дела, Владимир Большенсков, решив, что тот претендует на лидерство в банде, с подельником Сергеем Вяткиным пригласил Жилинских в Кудряшовский бор. По их словам, необходимо было обсудить приготовление к следующему нападению. Не ожидая подвоха, Жилинских согласился съездить за город. Там, как установила прокуратура, Большенсков расстрелял конкурента, а труп закопал в заранее вырытую могилу. Автомобиль жертвы сообщники продали на запчасти одному из автосервисов. Затем прокурор огласила эпизоды, связанные с убийствами продавцов дорогих иномарок. Выдавая себя за покупателей, преступники просили продавца проехать с ними в гараж, чтобы оценить техническое состояние машины. Там бывшие милиционеры убивали жертву, а труп выбрасывали в колодец или очистное сооружение.
Подробно сторона обвинения остановилась на убийстве в апреле 2001 года семьи предпринимателя Терехова и их прислуги. Когда хозяин особняка уехал, грабители в масках ворвались в дом. Горничную они зарубили топором и потребовали у домочадцев все сбережения. Грабители с добычей собрались было уже уходить, но дочь бизнесмена сорвала маску с одного из налетчиков, которым якобы оказался бывший рабочий по дому Роман Мельничук. Это и решило участь девушки и ее матери: бандиты расстреляли их на глазах полуторагодовалого ребенка.
Всего выступление прокурора Бобровой заняло около четырех часов. Председателю судебного заседания она предложила поэпизодно исследовать дело. На этом в процессе был объявлен перерыв. Пока присяжные покидали зал судебных заседаний, жены подсудимых, находившиеся в коридоре, показали своим мужьям детей, которых они не видели с лета 2003 года, когда банда была обезврежена.