"Вечерний Томск" о задержании на получении взятки депутата городской Думы Николая Шульги
На взятке в 2 миллиона рублей пойман депутат Томской городской думы Николай Шульга
В пятницу городская дума продолжила начатое во вторник заседание. Но депутата по Мичуринскому избирательному округу № 8 Николая Шульги там не было. В это самое время он давал показания работникам спецорганов. В минувший четверг его задержали около подъезда собственного дома при получении взятки. По предварительным данным, операцию задержания организовали и провели органы ФСБ по Томской области и областная прокуратура. Шульга был пойман с поличным, то есть прямо во время передачи «меченых» денег.
В отношении Николая Антоновича возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ (взятка).
По неподтвержденным данным, размер взятки - 2 миллиона рублей за предоставление помещения в аренду коммерсантам. Как известно, в Думе народный избранник возглавлял комитет по муниципальной собственности и во многом мог повлиять на решение о выделении тех или иных площадей в аренду. Вчера же в здании мэрии (на этаже, занимаемом городской думой) в кабинете Шульги были проведены оперативно-следственные мероприятия (обыски). На момент сдачи материала Шульга находился в СИЗО. Дальнейшую меру пресечения изберет суд.
Об остальных подробностях говорить пока рано. Следователи только начали работать. Всё, что остаётся общественности, - высказывать оценки случившегося. Мы попросили прокомментировать ситуацию коллег Николая Антоновича - депутатов городской думы.
Евгений КРОТОВ: «Ни одно из моих расследований не оказалось липой!»
- Что задержание рано или поздно должно было случиться, - я говорил всегда. - Слухи о подобной деятельности Николая Антоновича ходили давно. Наконец-то правоохранительные органы их проверили, и информация подтвердилась. Это только вершина айсберга. Уверен, что при более тщательном расследовании вскроются и другие факты.
Вообще меня тревожит вялая реакция моих коллег по городской думе на факты коррупции и других преступлений. Как в отношении чиновников, так и в отношении депутатов. Не раз я сообщал о явных преступных действиях тех и других на собраниях городской думы. И даже приводил подтверждающие документы. Предлагал обратиться в прокуратуру с просьбой проверить факты, требовал провести собственное расследование. Реакции никакой. Кроме меня и Константина Шелевого, никто не голосовал «за». Вот и докатились до позора на всю Россию. А прислушиваться было надо - как следователь в прошлом, я способен отличить фабулу реального преступления от «слухов».
Случившееся - далеко не последнее уголовное дело. Томск ждет целая серия примерно таких же. Возбуждать их надо немедленно. И те, что на подходе, и те, что прокуратура «приостановила» под тем или иным предлогом. Все они - как недовыдавленные «чирии» на теле города. Рано или поздно обязательно дадут о себе знать. Делать это надо уже потому, что в 2005 году внимание к Томску будет приковано в связи с планирующимся международным саммитом. Так давайте избавимся от всего «подозрительного» до приезда высоких гостей, чтобы у Администрации президента не было к нам претензий.
Лев ПИЧУРИН: «Мне стыдно!»
- У политиков существует принцип: не комментировать фактов, не имея документов. Но в данный момент ситуация слишком горяча. Молчать невозможно.
Наша городская дума настолько залезла «по уши» в неприятную ситуацию, что запятнать её чем-то уже невозможно. На встречах с избирателями часто спрашивают, не компрометируют ли лично меня поступки некоторых народных избранников? Отвечаю - да, компрометируют.
И сегодня мне стыдно. Можно сколько угодно говорить, что случившееся с Шульгой не распространяется на всю Думу. Дескать, не надо обобщать и пусть он отвечает за себя сам. Что честные люди в России ещё есть и будут. Увы, пятно недоверия ляжет на всех без исключения депутатов. В этом сомневаться не приходится.
Что делать в такой ситуации? Работать. Реабилитироваться в конкретных делах и поступках. Состоятельность Думы надо доказывать на практике. Будем пробовать.
Степан РУДЕНКО: «Томск нуждается в публичном общественном расследовании всех слухов!»
- Почему депутаты не вели собственного расследования по имеющейся информации? Почему не пресекли действия Шульги? В России всегда так: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Ведь верить в худшее не хочется. Кто бы мог подумать, что разумный человек способен на подобное! Кроме этого, расследование -исключительная прерогатива следственных органов.
Комиссия по коррупции должна сегодня же запросить информацию о случившемся у спецорганов. И на основе официального ответа депутатам надо немедленно освободить Николая Антоновича от занимаемой должности - председателя комитета по муниципальной собственности. Депутатского мандата его сможет лишить только суд.
Позор Шульги лег не только на городскую думу. Это проблема всего города, всех томичей. Напомню, что Николай Антонович был избран от так называемого блока оппозиции и с приличным отрывом от остальных кандидатов.
Думе нужна новая команда. Это более чем очевидно. Парламент - не кормушка для тех, кто пришел решать собственные проблемы. Парламент должен состоять из уважаемых и известных людей в городе.
Предлагаю объявить начало широких публичных слушаний о фактах коррупции с участием всех горожан. Томск нуждается в публичном разбирательстве любых разговоров о так называемых откатах, «приписках», взятках и так далее. Иначе случившееся выльется в массовое недоверие ко всем ветвям власти.
Наталья Чижевская, Вечерний Томск, 25 декабря