Художник Скотников: Выставка "Быдло" будет посвящена художественной оппозиции
Ранее на эту тему:
Фоторепортаж: Флэш-мобберы захватили здание в центре Новосибирска
Фоторепортаж: Картины сбежали с Биеннале и прогулялись по центру Новосибирска
Фоторепортаж с первомайской Монстрации
Новосибирская богема потребовала продолжения банкета и остановить колонизацию Марса
Акция в защиту видеопиратства. Фоторепортаж
Трафарет-вечеринка в защиту нелегальных мигрантов. Фоторепортаж
Накануне Нового года корреспондент ТАЙГИ.info побывал в Новосибирском Государственном Художественном музее на открытии выставки, приуроченной к 80-летию пейзажиста Владимира Копаева. Здесь-то он и встретил участника группы «Синие носы», куратора и участника самых передовых перформансов и выставок, преподавателя и, наконец, просто художника Константина Скотникова.
Честно скажу, привычнее видеть Скотникова в авангарде современного искусства, а не среди пейзажей «Три берёзки», «Обской берег», «Дети на пляже», «У тёплой водички». Кстати, пейзажи поражают душевной теплотой, которая зачастую напрочь отсутствует у современных ваятелей. С одним из таких ваятелей – Константином Скотниковым – мы и поговорили.
– Какие заметные вехи лично в Вашей творческой жизни были 2005 году?
- Очень много всего произошло в 2005 году. Прежде всего, это первая в России Международная биеннале современного искусства в Москве. Там группа «СИНИЕ НОСЫ» участвовала в шести выставках, в том числе и в основной программе в бывшем музее Ленина. После этого мы поехали в Данию, где была наша персональная выставка, потом, к сожалению, я откололся от группы «СИНИЕ НОСЫ», не знаю на время или навсегда. Но, по крайней мере, Мизин и Шабуров, которые являются витриной и мотором группы «СИНИЕ НОСЫ», в течение года участвовали в Пражской биеннале и в Венецианской биеннале. Причём очень успешно, очевидцы говорят, что интересным была видеоинсталляция «СИНИХ НОСОВ»: там были коробки, на дне которых происходили всякие смешные события.
На выставке-ярмарке Современного искусства в Париже министерство Культуры Франции приобрело три фотографии из серии «Кухонный супрематизм» для центра Жоржа Помпиду в Париже. Затем Белград, далее выставка в Вене, перформанс и видеопоказ в Кёльне. Кроме того, в декабре в Нью-Йоркской галерее открылась выставка «Россия два» - «Bad news from Russia» с участием «Синих Носов», её организовал Марат Гельман. Такое вот звёздное восхождение «Синих носов» в 2005 году. Мне радостно за товарищей, и в тоже время грустно, я то от товарищей отстал.
Синие Носы “Серия "Мода на труд”, 2005, цветная фотография
- А с чем связано Ваше отставание?
– Просто-напросто, я живу в Новосибирске, преподаю в архитектурно художественной академии и в «школе творчества», даю частные уроки. Как-то так получилось, что полностью ушёл в педагогику.
– Как сейчас вы оцениваете творчество группы «Синие носы», изменились ли они за время вашего отсутствия?
– Я некритично отношусь к творчеству «Синих носов», потому что в самом начале образования группы в 1999 году встал под знамёна «Синих носов», до сих пор исповедую эту идеологию и искренне восхищаюсь творчеством моих друзей: Славы Мизина, Саши Шабурова и Димы Булныгина, тоже, кстати, отошедшего от группы. Конечно, есть какие-то замечания, но они были и в совместном творчестве. Вообще скажу, что они-то меня не очень жалуют: не так написал, не то сказал, неправильно сделал (опять же хитро улыбаясь, посетовал Константин), но это у нас такие забавные отношения. «Синие носы» попали в точку: они очень точно ретранслируют происходящий псевдотворческий идиотизм на нашем российском государственном поле чудес.
Совместная работа – это колоссальное эстетическое удовольствие, хотя физически и психически бывает тяжело… К слову сказать, я очень не люблю, когда здесь, в Новосибирске, голосом моськи начинается разговор о таком слоне, как «Синие носы», понимаете? Просто удивляюсь, до чего живуча поговорка «нет пророка в своём отечестве», диву даюсь, что новосибирцы до сих пор не уяснили, что наше благословенная земля дала миру такую замечательную группу, как «Синие носы».
Синие Носы, "Девушка и смерть", 2005, цветная фотография
– В Новосибирске вы известны ещё и как куратор различных выставок и акций. Удалось похулиганить в уходящем году?
– Да, немного. В начале апреля в клубе «888» я сделал выставку «Скорая помощь». Приезжали москвичи, американцы, конечно, много новосибирцев участвовало. Интересно, что клубный формат оказался вполне приемлем. Я наблюдал, как молодые люди отвлекались от своих разговоров и даже пива, смотрели картины. Вообще была горячая обстановка. К сожалению, с 1 апреля всё моё официальное кураторство закончилось моим увольнением из фонда Кондратюка (творческие разногласия с администрацией фонда – прим. ТАЙГИ.info.).
- А какие выставки и акции в Новосибирске пришлись по душе больше всего?
– Безусловно, это 4 новосибирская биеннале современной графики, на которую приехал художник из Вены Лукас Пуш. Мы с ним очень подружились и даже называем друг друга товарищем и братом! Лукас жил у меня десять дней в мастерской и сделал там восемь картин. После этого 24 сентября в рамках 4 биеннале графики Лукас устроил процессию от Художественного музея: группа молодых людей прошла до Оперного театра и обратно неся и везя на тележках эти восемь картин Пуша. Которые интерпретировали взгляд западного интеллектуала на советскую и постсоветскую Россию. Для меня лично это было очень интересное событие.
Очень порадовала активизация группы САТ (Макс Нерода, Артём Лоскутов и сотоварищи), например, устроенная ими монстрация на первое мая. Ещё ряд хеппиэнгов «Шнель Арт», открытие центра своевременного искусства в подлежащем реконструкции здании в центре города. А уже сейчас ведётся подготовка к 5 межрегиональной выставки современного искусства, которая будет называться «Быдло». Состоится она уже в первой половине 2006 года и посвящена художественной оппозиции – людям, которые противостоят безобразиям, происходящим в официальной культуре.
Синие Носы “Серия "Супремафия", 2005, цветная фотография
– Что ожидаете от этой выставки?
– Возможно, там будут утверждаться герои нового времени, может, критика тех или иных аспектов политики, не исключено, что-то совсем неожиданное. В конце концов, просто что-то весёлое. Возможно, это будет напоминать, то, что Марат Гельман декларировал выставкой «Россия два»: есть Россия официальная, а есть неофициальная, они не воюют, но и не так близки, как кажется. Предыдущие выставки курировал я, а здесь выступаю в качестве консультанта для молодых ребят из группы САТ.
– Константин, а как вы видите для себя 2006 год?
– Возможно, он будет связан или с поездкой за рубеж с целью преподавания. Но пока это всё вилами на воде писано. Боюсь прогнозировать. Сейчас я стою перед бездной неопределённости, 2006 год для меня очень сомнительный. Скорее всего, буду просто продолжать преподавать. И, пожалуй, вряд ли смогу вырваться из этого счастливого состояния для процесса художественного творчества.
– Последнее время я замечаю у Вас какие–то творческие и социальные муки. Как Вы считаете: это возрастное, творческий кризис или новый жизненный виток, который Вы ещё не осознали?
– Не думаю, что это возрастное, скорее ситуация сложилась так, что деньги зарабатывать на жизнь получается только преподаванием. И честно сказать, мне уже пора готовить своих детей к поступлению в вуз, на это я делаю определённый акцент.
Синие Носы “Серия "Маски-шоу (политические танцы)". Лист 3” , Д.Булныгин, В.Мизин, К.Скотников, 2001, цветная фотография.
– Получаете в педагогике особое удовольствие?
– Видимо доставляет какое – то странное, сомнительное удовольствие и я действительно к этому привязан. Тут по Лермонтову «Люблю я родину, но странною любовью», также и педагогику, также и детей. Преподаю уже двадцать пятый год.
– 25 лет! И как, студенты 21 века сильно отличаются от своих предшественников прошлого века?
– Само общение, коммуникация между преподавателем и студентами освободилось от излишних предрассудков. Это связанно с либеральными изменениями в сознании, в психологии людей. С другой стороны, скажу прямо – это связанно ещё и с тем высоким педагогическим уровнем, которого я достиг. Чувствую себя уже зрелым, хоть не старым, но солидным учителем.
- И всех видите насквозь?
– Всех! И их, и Вас! (Скотников хитро улыбается), Всех вижу насквозь! Вообще я испытываю глубокое уважение к молодёжи. Я очень радуюсь, когда вижу их развитие, продвижение. Студенты - это моя любимая категория граждан, во вторую очередь – это журналисты, потому, что они, как и студенты, в курсе всех событий, живут полной жизнью. Ну, и в третью - это художники. К ним я имею некоторую претензию именно в плане коммуникаций. Видимо, основным критерием отбора моего сентиментального чувства по отношению к различным слоям общества является фактор развития и наличие здорового любопытства. Развивающаяся персона мне интересна, молодёжь более гибка, открыта, тянется к новому и быстрее понимает, что ты до неё хочешь донести.
ТАЙГА.info