Иркутский референдум будет сорван из-за оппозиционных ФПГ и весеннего лова рыбы на Байкале

16 Фев 2006, 08:52

Смотрите также:

"Ведомости": Гудок за референдум. Тишанин повышает явку паровозами

"Коммерсантъ": Иркутский губернатор обновил штаб референдума

"Коммерсантъ": Иркутские единороссы недовольны штабистами губернатора

В редакцию ТАЙГИ.info поступил спорный, но от того любопытный материал известного иркутского журналиста Виталия Камышева. Публикуем его без купюр, но с небольшими комментариями. Подчеркнем, что изложенные в статье суждения являются мнением автора и необязательно разделяются нашей редакцией.

13 августа 2005 года Владимир Путин внес на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области кандидатуру начальника Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина для наделения его полномочиями губернатора Иркутской области. Президент предпринял совершенно неожиданный ход. В отличие от всех (включая действующего губернатора) претендентов на пост главы региона, Тишанин не являлся ставленником ни одной из финансово-промышленных групп (а РЖД?, - прим. ТАЙГИ.info). Более того, проработав в Иркутске лишь немногим больше года, он не «засветился» в предпочтениях ни к одной из местных противоборствующих элитных группировок. Решение Путина означало переход от политики балансирования между ФПГ, областной бюрократией и региональными элитами к политике управления экономическими и политическими процессами в регионе федеральным Центром.

Впервые в постсоветской истории Иркутской области понятия «федеральный центр» и «региональная власть» кажется, стали полностью тождественными (навсегда, надолго или на краткосрочный период – вопрос). Пока всё свидетельствует о высокой степени доверия президента к новому губернатору. Когда это необходимо, Путин делает соответствующие публичные жесты. Так, по сообщению пресс-службы президента , «11 ноября 2005 года в Сочи состоялась рабочая встреча президента России В.В. Путина с А.Г. Тишаниным. В ходе встречи обсуждались вопросы развития лесного хозяйства региона… Александр Тишанин также доложил об общем состоянии дел в Иркутской области, о ходе работы по объединению региона с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и о реализации закона о местном самоуправлении».

Сам же Тишанин, вернувшись в Иркутск, подчеркивал, что «президент дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам в отношении сбалансированности нашего бюджета. Я думаю, в ближайшее время такие решения будут приняты и подкреплены документами», и что отношение федерального Центра повлияет на «качество областного бюджета».

Если президент пока доволен тем, как развиваются события в Иркутской области, у доминировавших в эпоху Говорина региональных элит иное настроение.

На одной из первых же пресс-конференций Тишанину был задан вопрос: "При назначении вас на должность в качестве одного из мотивов прозвучала ваша
равноудаленность от финансово-промышленных групп. Вы
по-прежнему равноудалены от них?" Ответ: "Вопрос надо формулировать иначе: кому я отдаю предпочтение? Я пришел из государственной организации, я стремлюсь к
государственному подходу. Взять пример Ковыкты: Ковыктой
размахивали, как флагом газификации Иркутской области. Неправильно это. Это месторождение - стратегический запас нашего государства… Кто пытался заниматься Ковыктой? ТНК-«БритишПетролеум». Я не поддерживаю вещи, которые ими проталкивались. Я поддерживаю подход Газпрома, подход Роснефти. Это государственные организации. Они выполняют задачу, поставленную
президентом".

Уже в октябре прошлого года Тишанин открыто объявил, что областная администрация отказывается от участия в проекте газификации, предложенном Восточно-Сибирской газовой компании (ВСГК), созданной в своё время на паритетных началах ТНК-БП и прежней администрацией Говорина. Новый губернатор нашел другого партнера - "Газпром". В вопросе освоения нефтяных месторождений Приангарья он также заявил о намерении отказаться от сотрудничества со структурами Виктора Вексельберга и обратился к другой госкомпании - "Роснефть", пообещав продать ей 11,29% акций ОАО "Верхнечонскнефтегаз", которые к тому времени уже находились в собственности ВСГК. Все эти действия вызвали глухое недовольство у представителей ТНК-БП-"Реновы" в области.

Губернатор сделал еще несколько заявлений, которые наверняка встревожили региональные бизнес-элиты, прежде чувствовавшие себя в регионе комфортно. Оказалось, что лесной комплекс в области ждут значительные изменения. «…Мы сами будем определять ценовую политику в передаче лесофонда в аренду. Сегодня цена катастрофически низка. Стоимость кубометра леса на корню должна составлять 60--80 рублей, а он продается по 15 и ниже. Поэтому районы и область ничего не имеют. Когда появится возможность области самой управлять этим процессом, возникнет конкурентная основа, и цена лесофонда будет подниматься. Вот тогда у лесозаготовителя возникнет необходимость перерабатывать лес. Он уже не повезет сырье в Китай".

Еще одно важное заявление руководителя области касалось транспортировки и контроля за экспортом леса: "Мы с Якуниным добились решения: на территории области под эгидой администрации будут сформированы своя перевозочная компания, свой подвижной состав".

Все эти заявления и соответствующие действия свидетельствовали о том, что назначенец Кремля спешит дать понять работающим в регионе ФПГ и местным элитам: он будет выступать с позиции силы и при необходимости готов открыть «охоту на олигархов». Результатом стало глухое недовольство прежде всего ТНК-БП-«Реновы»-СУАЛа. Эта ФПГ всегда играла исключительно важную роль в Иркутской области, укрепившись в регионе значительно раньше «Русала». Известно, что Виктора Вексельберга связывали с Борисом Говориным близкие личные отношения. ФПГ благодаря разветвленной структуре активов имеет прочные позиции в разных отраслях экономики Иркутской области: она является крупным акционером «Иркутскэнерго» и представлена в менеджменте компании, контролирует компанию-оператора Ковыктинского газового проекта «РУСИА ПЕТРОЛЕУМ» (62,7 % акций), владеет ИркАЗом, «Саянскхимпластом», «Иркутскпищепромом» и другими предприятиями.

Уступая по многим позициям «Русалу» ( алюминщики владеют контрольным пакетом «Иркутскэнерго») в бизнесе, ТНК-БП-«Ренова» превосходит его по весу на политической сцене региона. Спикер регионального парламента Виктор Круглов и председатель комитета по собственности и экономической политике Максим Сурнин еще недавно были топ-менеджерами в этой ФПГ: Круглов - экс-руководитель «Саянскхимпласта» (100% акций в собственности «Реновы»), Сурнин пришёл в законодатели также из «Реновы» («Иркутскпищепрома»). ТНК-БП фактически контролирует фракцию «Единая Россия» в Законодательном Собрании Иркутской области. После сложения полномочий бывшим лидером фракции «единороссов» Алексеем Фёдоровым (руководитель авиакорпорации «Иркут» возглавил корпорацию федеральную – «МиГ», и переехал в Москву) вообще создалась парадоксальная ситуация, когда фракцией «Единая Россия» руководит член «проговоринской» депутатской группы «Региональное развитие» Сергей Мутовин, доверенное лицо бывшего губернатора.

Можно очертить контуры складывающейся в регионе «объединенной оппозиции» новой областной власти и лично Тишанину. «Материальный базис» её составляют транснациональная ТНК-БП-«Ренова» и более мелкие региональные бизнес-группировки, чье благополучие было связано с политическим покровительством Говорина и чьи интересы пострадали от смены власти в регионе. Такой опытный политик, как экс-спикер Законодательного Собрания Сергей Шишкин, например, считает: «Конечно, Борис Александрович стал гораздо более виртуальным и менее влиятельным, чем когда он был в кресле губернатора. Но он по-прежнему способен воздействовать на отношения отдельных сегментов региональной элиты с новым губернатором. Я давно и хорошо знаю Бориса Говорина и поэтому убежден, что ему психологически непросто расстаться с властью». Подтверждением сказанного явилось активнейшее участие группировки Говорина (сам он публично в этом не «засветился») в стартовавших одновременно с назначением Тишанина выборах мэра Иркутска. Стремясь привести к власти в областном центре свою креатуру, депутата Государственной Думы Сергея Дубровина, группировка Говорина задействовала все свои финансовые и информационные ресурсы, но проиграла.

Политическая же «надстройка» состоит из части депутатов Законодательного Собрания и идеологов бывшей губернской власти, в основном сосредоточенных в официозе Говорина - газете «Восточно-Сибирская правда». Шеф-редактор «Восточно-Сибирской правды» Дмитрий Люстрицкий (в недавнем прошлом чиновник администрации Говорина) пишет на страницах этого издания: «Мы являемся свидетелями локальной операции по переделу бизнес-активов. Назначение Александра Тишанина на должность губернатора - это технический акт ради такого передела. Интересы предыдущей администрации области столкнулись с интересами части администрации президента РФ, следствием чего стали аппаратные решения по кандидатуре губернатора... Федеральным инстанциям, которые сейчас усилили свое присутствие в Иркутской области, нет дела насчет социальной проблематики». В ближайшее время, утверждает Люстрицкий, «они будут поглощены дележом имущества, поставив тем самым под угрозу общественную стабильность в регионе» (Недавно стало известно о намерении «Русала» приобрести газету «Восточно-Сибирская правда», что может означать подключение алюминщиков к «новой объединенной оппозиции» Тишанину).

К СМИ группы Говорина можно отнести и популярное в Иркутске интернет-издание "БАБР.RU", ведущее с некоторых против Тишанина PR-войну «на уничтожение» (примечание ТАЙГИ.info: мнение об ангажированности уважаемого и любимого нами сайта оставим на совести автора материала). Вот фрагмент из характерного текста «Свобода слова по-железнодорожному»: «Не побеседовав с глазу на глаз ни с главами свежеизбранных администраций, ни с представителями местного населения, не вникнув в реальное положение местных дел, губернатор свалился людям как снег на голову и сразу начал с референдума. Прямо в лоб…Как Борис Ельцин принес с собой теннис, как наш уважаемый президент принес с собой искусство «подковерной» борьбы, так и новый губернатор принес в областную администрацию стиль работы руководства железной дороги. Именно в полувоенной структуре российских железных дорог нет ни малейшего намека на демократию, свободу слова, трудовое право. Прав всегда начальник - вот лозунг российских железнодорожников. А в ситуации, когда начальник не совсем прав, виноватыми оказываются его подчиненные - или просто те, кто попал под руку. Закон железной дороги прост: не нравится - увольняйся. Не хочешь увольняться - все равно уволят. После антиконституционной отмены выборности губернаторов мы все, жители региона, оказались в заложниках. В заложниках у «руки Кремля», поставленного над нами надзирателя, прокуратора, облеченного властью и не ограниченного соблюдением гражданских свобод. Прецедент создан. Нижестоящие чины получили урок обращения с подчиненными. Теперь на каждого из нас могут наорать, оскорбить, потребовать отчета или попросту уволить. Просто так».

В том же интернет-издании было опубликовано «Открытое письмо
бурятской молодежи В.В.Путину» c протестом против самой идеи объединения УОБАО и Иркутской области и статья представителя Союза бурятской молодежи
Заяна Абагаева «Процесс объединения регионов может уничтожить бурятскую культуру». Молодые буряты напоминают о «разделенности бурятского народа» - на сегодня существует целых три субъекта федерации, где буряты являются титульной нацией, и призывают главу государства исправить «историческую несправедливость».

Первую атаку на Тишанина старые региональные элиты не преминули предпринять. На последней в 2005 году сессии ЗС спикеру Круглову удалось консолидировать вокруг себя большинство депутатского корпуса и дать настоящий бой новому областному руководству по вопросу о приватизации пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». По наблюдениям одного из очевидцев, депутаты проявили редкое единодушие, больше похожее на «тщательно срежиссированный спектакль».

В результате губернатор отступил, что вызвало у его оппонентов даже некоторую досаду. Как выразился один из них, «мы готовились к серьезной борьбе и как-то даже странно, что они так быстро сдались. Уж если собирались бороться, так и шли бы до конца».

После этого тон высказываний Тишанина и его заместителей изменился: теперь они не исключают категорически участие ТНК-БП в проекте газификации области на базе Ковытинского месторождения.

Но если этот эпизод – даже не поражение, а лишь небольшое тактическое отступление Тишанина, то провал референдума по объединению с УОБАО был бы, несомненно, катастрофой для губернатора-назначенца. Даже при преодолении пятидесятипроцентного барьера явки, если результат будет неубедителен, это может сильно ударить по имиджу президента и федеральной власти, что негативно скажется как на дальнейшем карьерном росте Тишанина, так и на имидже Иркутской области.

Между тем такой вариант развития событий не исключен.

Референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа назначен на 16 апреля 2006 года. Такое решение приняли парламенты Приангарья и Усть-Орды еще 14 октября 2005 года на своих внеочередных сессиях.

Первым забил тревогу председатель областного избиркома Иркутской области Виктор Игнатенко, назвавший решение о назначении даты референдума «роковой ошибкой». По мнению председателя избиркома, в апреле 50-процентной явки избирателей добиться не удастся. «Избирательная комиссия никаких цифр рисовать не будет», - заявил Игнатенко на своей пресс-конференции.

Для успеха референдума необходимо выполнить два условия. Первое - обеспечить явку более 50 процентов избирателей Иркутской области и Усть-Ордынского округа, чтобы референдум был легитимным. Второе - убедить более 50 процентов избирателей двух субъектов Федерации высказаться за их объединение.

Между тем именно с явкой могут возникнуть серьезные проблемы. На выборах президента в 2004 году регион оказался в десятке худших в стране по уровню явки. На прошедших 9 октября 2005 года выборах в органы местного самоуправления явка избирателей ни в одном из муниципальных образований Иркутской области не превысила 40 процентов. А на выборах представительных органов власти городов и районов, включая Иркутск, в 2004 году, была и того ниже. Не говоря уж об отдаленных районах крайнего севера Приангарья… Дата проведения референдума - явно неудачная, поскольку в апреле для селян Иркутской области начинаются полевые работы, а для горожан - подготовка к дачному сезону. Плюс - весенний лов рыбы на Байкале.

При этом важная в политическом плане и весьма быстротечная кампания по объединению разворачивается в ситуации, когда административная вертикаль новым иркутским губернатором еще не отстроена. Среди его заместителей и помощников много таких же, как он, «варягов», не успевших глубоко вникнуть в специфику региона.

Старая, «говоринская», элита области, мягко говоря, не стремится помочь губернатору в проведении референдума. А ведь и впрямь не так легко убедить активно участвовать в голосовании, например, жителей промышленного Братска – города, в котором производится треть российского алюминия, поскольку братчане прекрасно понимают, что в новом субъекте мощный БрАЗ фактически станет спонсором аграрной Усть-Орды.

С другой стороны, процесс объединения вызывает открытое и скрытое сопротивление бурятских элит. Помимо упомянутых писем бурят Путину, можно вспомнить круглый стол в Бурятском государственном университете (Улан-Удэ). Там звучали требования о «территориальной реабилитации бурятского народа» (создание «Большой Бурятии» путем объединения Усть-Ордынского, Агинского автономных округов и Республики Бурятия), переименовании Бурятии в Бурят-Монголию. Звучали также призывы противодействовать референдуму, обвинения в адрес федеральных властей в «фашизации страны», предложения обращаться в ООН и другие международные организации.

Тем не менее, бывший спикер иркутского ЗС Сергей Шишкин считает, что наиболее вероятна другая опасность: по итогам голосования 16 апреля может оказаться, что активность избирателей в УОБАО будет достаточной и большинство там выскажется за объединение, а вот в Иркутской области референдум будет провален из-за низкой явки.

Депутат ЗС Сергей Левченко отмечает, что «если говорить о реальной работе по обеспечению явки, то сегодня такая работа абсолютно не ведется. Я напомню, что на президентских выборах прошлого года мы чуть-чуть перевалили за планку 50 процентов, я уж не буду говорить, как это было сделано. Но тогда работали местные, региональные и федеральные СМИ. Тогда были затрачены огромные средства, чтобы дойти до каждого человека. Сегодня этого нет. В Красноярском крае работа шла полтора года, и занимались ею тысячи людей. Каждая партия, каждый депутат знали свой маневр, имели возможность дойти до человека. По нынешней ситуации в Иркутской области я не вижу, что готовится работа такого масштаба».

В этой ситуации сам региональный штаб по подготовке к референдуму оказался раздираем внутренними конфликтами, которые «просочились» в СМИ и вызвали публичный скандал «Политсовет иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» заявил о том, что не удовлетворен работой штаба по проведению референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, действующего при администрации Иркутской области. В ближайшее время секретарь политсовета Владимир Якубовский, спикер Законодательного собрания Виктор Круглов и депутат ЗС Игорь Гринберг намерены встретиться с руководством штаба, чтобы указать ему на отсутствие идеологии объединения.

Вопрос о непрофессиональной работе кураторов референдумной кампании на местах на вчерашнем заседании политсовета ЕР поднял секретарь Саянского местного отделения партии Николай Лазуткин. По его словам, работа присланных из штаба специалистов PR привела к тому, что по уровню координации со штабом по проведению референдума Саянск наряду с Шелеховом стал худшим.

«Должен быть штаб. Пока нет ничего. Кто руководит? Какая идеология?...Приехали мальчики, главное для которых - заработать» - «Иркутские единороссы открыли огонь по штабам», «КоммерсантЪ», 09.02.2006).

Губернатор Александр Тишанин был вынужден признать, что «без изъяна не обходится ни один процесс». На специальной пресс-конференции он согласился с претензиями местных единороссов в адрес созданного при обладминистрации штаба по проведению референдума об объединении с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. «Работает слабо, пришлось заменить руководителя», - заявил губернатор на совместной пресс-конференции с главой УОБАО Валерием Малеевым. Любопытно, что руководителем штаба был заместитель Тишанина Андрей Кулаков. По идее, этот скандал может отразиться и на его карьере чиновника.

Мы же продолжим следить за ходом референдума и борьбой элит за влияние в регионе.

Виталий Камышев, специально для ТАЙГИ.info





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года