Авангардист Роман Столяр: смешно гоняться за Моцартом, Генделем и Бахом
На минувшей неделе в новосибирской молодежи прошел концерт известного композитора, пианиста, авангардиста и импровизатора Романа Столяра. На счету Романа пять компакт-дисков, два из них персональных – «Строго и странно» и «Credo». Готовятся к выходу два новых альбома.
Программа, которую представлял Столяр, называлась «неСТАНДАРТЫ». По словам самого исполнителя, в ее основе лежит переосмысление традиционного подхода к джазу, классике и фольклору. Одним словом, «неСТАНДАРТЫ», – это рождение музыки прямо в присутствие публики, спонтанность и живость исполнения. Это конёк Романа Столяра – ведь именно от импульса, исходящего из зала, рождается импровизация, не ведающая никаких рамок и ограничений.
В первом отделение музыкант выступал сольно - играя на флейтах, рояле, иногда прибегая к помощи семплера, который тут же воспроизводил импровизации музыканта, и Роман аккомпанировал самому себе, а зрители хлопками поддерживали ритмическую линию.
После антракта к Роману присоединилась яркая звезда джазового вокала Виктория Чековая. Здесь уже почти исчезла частичка «не» от названия программы, и к «стандартам» прибавился артистизм и обаяние джазовой дивы, вокал добавил музыкальной динамики, и публика стала аплодировать еще живее. Роман и Виктория великолепно исполнили известные мировые джазовые и популярные хиты в своей экспрессивной и «неСТАНДАРТной» интерпретации. А после концерта Роман ответил на вопросы ТАЙГИ.info.
– Роман, на Вашем концерте мне больше всего понравилась композиция «Самбо одной ноты», где синтезируются джаз и хип – хоп, и Виктория великолепно, на зависть афроамериканцам, сделала «читку». Есть ли у Вас в планах продолжить такие эксперименты?
– Многие вещи из хип-хоповой культуры можно использовать, другой вопрос как. Эстетическая составляющая этой музыки не велика, это скорее прикладная музыка, для ног. Но пути творческие совершенно неисповедимы, может быть, когда-нибудь всё туда и придет. У меня был такой эксперимент с DJ Евгением Литвиновым, сотрудничество удалось, хотя для меня мало привлекателен регулярный ритм и жесткая фактура ударных.
– А почему у нас в Новосибирске, при наличие прекрасной джазовой школы, нет коллективов, играющих, например acidjazz? Пожалуй, только один пример – группа Nuclear Losь & Владимир Тимофеев.
– Разве это плохо? Понимаете, каждый город имеет своё культурное лицо. Ничего страшного нет, если в Новосибирске не развита acid-культура, зато развит традиционный джаз. У других наоборот. Москва уже перенасыщена коллективами, играющими acidjazz. У нас всё только начинается, и на этой волне, возможно, появится что-то любопытное. В этом отношении то, что делают Nuclear Losь, очень интересно.
– У Вас есть любимые музыкальные инструменты? Я заметил, Вы неравнодушны к флейтам.
– Да, это так. Даже возможно, что флейту я люблю больше, чем фортепьяно. Есть инструменты, на которых я умею и люблю играть, но у меня их нет. Например, индийская гармоника. Вообще очень люблю этнические инструменты. Они извлекают звуки, которых нет в нашей русской культуре. Видимо, это просто любопытство.
– А когда Вы исполняете музыку, где Ваше сознание? Оно видит иные миры или растворятся в музыке?
– Ни то, ни другое. Когда я играю, во мне живут два человека, оба – слушатели. Один профессионал – это критик, который оценивает. И если ему что-то не нравится, то мой организм – руки, губы, дыхание – сами автоматически перестраиваются. А второй слушатель, дилетант, просто слушает музыку и радуется. Если оставить одного профессионала, будет сухо, если останется один дилетант, есть опасность впасть в слепоту и отказать себе в критическом настроении.
– Вы работаете музыкальным руководителем театра «ГЛОБУС». В этой связи у Вас нет раздвоения личности?
– Нет. Я прекрасно знаю своё место в театре. В постановке спектакля главный человек – режиссер. Все остальные: актёры, художник, композитор – люди подневольные. Как режиссер скажет, так мы и делаем. Другой вопрос, что моя инициатива играет здесь большую роль, но переломить инициативу режиссёра я не в состоянии и не должен этого делать. У него есть свой замысел, и я должен органично в него влиться.
– Роман, кем сейчас востребована классическая музыка и джаз? По-моему, они становятся каким-то самодостаточным, элитарным искусством…
– Любое направление в искусстве в музыке, живописи, литературе имеет способность консервироваться по прошествии своего пика. Это совершенно неизбежный процесс. Классическая музыка законсервировалась в себе потому, что достигла пика развития. Дальше развивать музыку в традициях, которые уже установлены классиками, невозможно. Смешно гоняться за уровнем шедевров Моцарта, Генделя, Баха – мир-то изменился. Поэтому эти течения законсервированы, они стали признаком хорошего тона.
Для меня классическая музыка на современном этапе, не в обиду будет сказано великим композиторам, - элемент интерьера, то, что американцы называют must. То есть если ты принадлежишь к определённому слою, ты обязан приобщиться к ряду вещей, в том числе и к классической музыки. Это такие особенности современного общественного устройства, на Западе это уже давно произошло, у нас только набирает обороты. Я не думаю, что это плохо, но превращение музыки в музейный экспонат говорит не в пользу музыки.
Джаз сейчас тоже превращается в консервированную культуру, он достиг пика и дальнейшее развитие возможно в том случае, если джаз раствориться в фольклоре, будет соединяться с классикой и так далее. Консервация и развитие в сторону синтеза – это две взаимоисключающие линии в современном искусстве.
Игорь Колькин, специально для ТАЙГИ.info