Объединение Партии Жизни и «Родины» - создание конкуренции в регионах

03 Сен 2006, 19:29

 

Создание второй «партии власти» из Партии Жизни, «Родины» и Партии Пенсионеров комментирует руководитель аналитического отдела ТАЙГИ.info Алексей Мазур.

Главной внутриполитической новостью прошедшей недели стало объединение трех партий – Партии Жизни, «Родины» и Партии Пенсионеров.

Хотя руководители этих партий и утверждают, что объединение произошло по инициативе «снизу», подавляющее большинство членов этих партий ни сном ни духом не знало о том, что скоро они станут членами одной большой партийной семьи. Ни у кого из аналитиков не вызывает сомнения, что инициатива объединения исходила вовсе не от партийных масс, а от политтехнологических структур, обслуживающих политические интересы Кремля.

То, что Партия Жизни была детищем околовластных структур, лежит на поверхности – лидер этой партии Сергей Миронов, человек, «особо приближенный к императору», формально – третье лицо в государстве. Правда, до последнего времени он не мог похвастать успехами своей партии на федеральных выборах – в союзе с партией Геннадия Селезнева она набрала на думских выборах 2003-го года микроскопически мало.

Но вот уже год, как Партия Жизни начала активно «раскручиваться» и преодолевать 7-процентный барьер на региональных выборах. Это связано было с немалыми финансовыми и организационными вложениями. Кремлю нужны в новой Госдуме союзники кроме «Единой России», потому что при самых благоприятных прогнозах никто не обещает «партии власти» больше половины голосов. При этом желательно, чтобы эти союзники получали свои голоса не за счет «Единой России», а за счет КПРФ, «Родины», ЛДПР, на худой конец.

По последнему избирательному циклу в регионах выделилось три «партии роста» - Партия Жизни, Партия Пенсионеров и партия «Патриоты России».

Про Партию Пенсионеров особый разговор. Она с самого начала задумывалась как «фантом», уводящий голоса пенсионеров от КПРФ. Но дело не пошло, партию забросили ее «подобрал» депутат Госдумы Валерий Гартунг и начал вкладывать в нее организационные усилия (надо полагать – и финансовые ресурсы).

У нас нет оснований заподозрить Гартунга в стремлении создать сильную, оппозиционную Кремлю партию, чтобы бескомпромиссно бороться с «путинским режимом». Скорее всего, он – удачливый бизнесмен от политики, сумевший раскрутить доставшийся ему бренд. Но удачливость Гартунга закончилась после того, как на выборах в гордуму Томска Партия Пенсионеров заняла первое место, победив «Единую Россию». По слухам, ему предложили «отступные» за партию, но Гартунг отказался. И тогда партию у него просто отобрали.

Был возбужден судебный процесс, признавший приход Гартунга к власти в Партии Пенсионеров нелегитимным, партия была снята с выборов в ряде регионов (в том числе – в Новосибирске) и к рулю в ПП пришли новые люди. Судя по тому, что после этого неприятности Партии Пенсионеров закончились и более того, появилось содействие «административного ресурса», новое руководство дисциплинировано следовало указаниям кремлевских политтехнологов. Собственно, Партия Пенсионеров стала одной из политтехнологических структур, подконтрольных Кремлю.

Примерно та же судьба постигла и другого участника нынешнего объединения. Партия «Родина» проделала впечатляющий путь от объединенной национал-патриотической партии до верного клеврета Кремля. Хотя с самого начала «Родина» рассматривалась как «проект Кремля», призванный отобрать часть голосов у КПРФ, в блок вошли многие национал-патриотические лидеры, оппозиционные Кремлю. Видимо, опыт Александра Лебедя, пошедшего в свое время на союз с Ельциным, их ничему не научил.

Одним из таких лидеров оказался Сергей Глазьев, чей переход в «Родину» увел немало голосов у КПРФ. После того, как он выдвинулся в президенты РФ, он и его соратники оказались оттеснены от организации партии «Родина», бренд которой получил из рук Минюста (читай – Кремля) Дмитрий Рогозин.

Однако у Рогозина случился фальстарт в президентской гонке. Он вообразил себя независимым политиком, стал резко критиковать правительство за монетизацию льгот, объявив «Родину» оппозицией. Рогозин явно поторопился – позиции Кремля очень сильны, а возмущение пенсионеров монетизацией оказались кратковременным всплеском. А самое главное – большинство соратников Рогозина по партии вступили в «Родину» как во «вторую партию власти» и вовсе не рады были оказаться в «оппозиции». Оппозиция оказалась вовсе не привлекательным местом для тех, кто пришел делать политическую карьеру – партию «Родина» сняли с региональных выборов в семи регионах, а в Новосибирской области ей не хватило доли процента для прохождения в областной Совет.

И вот в руководстве партии «Родины» опального Дмитрия Рогозина сменяет нейтральный бизнесмен Александр Бабаков. Внешние приличия были соблюдены, Рогозин сам подал в отставку и предложил кандидатуру Бабакова. Но позже стали всплывать подробности:

«Лидер партии Дмитрий Рогозин заявил в недавнем интервью, что после выборов в Москве его пригласили в гостиницу в центре города, где два кремлевских функционера поставили Рогозина перед выбором: либо он уходит в отставку, либо партия «Родина» будет уничтожена. Кремль опроверг данные заявления. Рогозин ушел с поста лидера партии, а на смену ему пришел бизнесмен Александр Бабаков».

Может ли крупный бизнесмен в нашей стране быть оппозиционным? После ареста Ходорковского этот вопрос стал риторическим.

В результате после прихода к руководству Александра Бабакова партия «Родина» также стала политтехнологической структурой Кремля. Это проявилось, например, в исключении из партии Михаила Делягина за то, что он выступил на оппозиционной конференции «Другая Россия».

И новые установки из Кремля не заставили себя ждать:

«В июле Путин провел с Бабаковым встречу в Кремле. Бабаков назвал ее обычной встречей президента с руководителем партии. По словам партийных чиновников из «Родины», вечером после этой встречи Бабаков заявил президиуму партии, что она будет объединяться с партией жизни Миронова. На следующий день преданный президенту Миронов, являющийся, как и Путин, выходцем из Санкт-Петербурга, объявил о запланированном слиянии двух партий, которое во вторник стало объединением трех».

Что же мы видим за громкими словами об объединении трех политических партий? Объединение трех кремлевских марионеток, две из которых носят названия некогда умеренно оппозиционных партий.

Надо ли воспринимать это объединение серьезно? Конечно надо. Хотя бы в той же мере, в которой вы серьезно воспринимаете то, что сегодня называется «публичной политикой» в России. Нынешняя «Единая Россия» тоже начиналась с нелепого муляжа, наспех слепленного Березовским.

Намерения Кремля выражены недвусмысленно – новая партия должна стать «лояльной оппозицией королевского величества» (официальное название оппозиции в Великобритании, обратите внимание – именно «королевского» а не «королевскому»). И Сергей Миронов подтверждает – мол, мы оппозиция «Единой России», но целиком разделяем и поддерживаем послание президента.

Новая партия должна выполнить не только роль союзника Кремля в будущей Госдуме для получения заветного конституционного большинства. Есть еще две важные функции.

Первая – «Единую Россию» надо держать в тонусе, чтобы не возомнила о себе слишком много. Партийные бонзы имеют склонность жиреть, если их не подпирать конкурентами. К тому же руководству «Единой России» может вдруг придти в голову мысль, что если она – «партия власти», то это она должна назначать власть, а не наоборот. Пока такая мысль в «Единой России» никому не приходит, но некоторое своеволие в кадровых назначениях в регионах и при формировании списков на выборах «партия власти» уже начала проявлять. Так что нужно иметь на всякий случай, кем быстро заменить руководство «Единой России» или саму «Единую Россию».

Вторая функция нового партийного союза – сбор представителей элиты, которым почему-то не нашлось места внутри «Единой России». Зачастую бывает так, что власть в региональной организации «Единой России» захватывает одна группировка, а остальные оказываются «за бортом». Для них и создается «вторая партия власти». Зачем толкать людей в реальную оппозицию? В «вертикали власти» найдется место всем.

И этот механизм уже начал работать. В Туве целая группа вышла из «Единой России» и перешла в Партию Жизни. В Екатеринбурге авторитетный депутат политик и борец с наркоманией Евгений Ройзман вступил в Партию Жизни и оказался во вполне реальной оппозиции к местной «Единой России».

Создание новой объединенной партии создает возможность для реальной политической борьбы в регионах. «Не трогайте президента и можете бороться со своими «региональными баронами»» - примерно такой сигнал дан множеству независимых политиков, которые лишены сегодня какой-либо возможности вести политическую борьбу в регионах.

Не исключено также, что мы в ближайшее время станем свидетелями массового перехода недовольных и обиженных из «Единой России» в новую партию.

Кремль дает возможность местным лидерам политической самореализации в обмен на лояльность Путину и его преемнику.

Алексей Мазур, ТАЙГА.info
Карикатура: «Ведомости»





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года