Восстать против объединения алтайцам так же легко, как зарезать человека
17 Сен 2006, 20:09
После назначения Анатолия Квашнина полномочным представителем президента в Сибирском Федеральном округе с карты исчезло уже три субъекта федерации. Эвенкийский и Таймырский округа вошли в состав Красноярского края, Усть-Ордынский Бурятский округ растворился в братских объятьях Иркутской области. На очереди Агинский Бурятский автономный округ, находящийся внутри Читинской области, и республика Алтай.
Планы по объединению субъектов никем не озвучиваются. Общеизвестно, что процесс слияния субъектов инициируется сверху, однако, как это принято в России, он маскируется под инициативу масс. Поэтому о планах укрупнения того или иного субъекта федерации мы узнаем только после появления соответствующей инициативной группы. До того же официальные лица не дают никаких комментариев. Мы видим только, что процесс идет, малые субъекты федерации поглощаются крупными. Но где последняя точка этого процесса? Когда он завершится и как будет выглядеть карта России после его завершения? Никто не может дать ответа на этот вопрос.
Возможно, что у процесса объединения субъектов федерации, как и у национальных проектов, нет конечной цели – есть только направление.
Например, даже сейчас никто не может с уверенностью сказать, будут ли объединены Алтайский край и республика Алтай.
Хотя субъекты названы по имени одних и тех же гор, на деле Алтайский край расположен на равнине, очень удобной для сельского хозяйства. В свою очередь, республика Алтай – горная страна. Алтайский край населен русскими (есть несколько немецких районов). Горный Алтай имеет несколько районов, в которых преобладают алтайцы (хотя в целом они составляют только треть населения республики). На юге присутствуют казахи.
До 1991-го года Горный Алтай (а именно так его продолжают называть по привычке в соседних регионах) входил в состав Алтайского края. Все коммуникации из России в Горный Алтай идут через Алтайский край. Население Алтайского края – два миллиона шестьсот тысяч человек, Горного Алтая – двести тысяч.
С точки зрения выравнивания размеров субъектов федерации и упрощения управления, объединение имеет смысл. И разговоры об объединении начались. В прессу просочилась информация, что подобные консультации проводит администрация президента в лице полпредства. А спикер крайсовета Алтайского края Александр Назарчук прямо сказал о существовании таких планов и что крайсовет готов проголосовать за объединение.
Но возникли осложнения.
До сих пор процесс объединения не трогал республики. Автономные округа и раньше были какими-то «полусубъектами» федерации, скорее - культурными автономиями, даже не экономическими. Объединение национальной республики с соседним «русским» регионом – это прецедент, которым будут запугивать «титульные» нации в других республиках.
Нынешний процесс объединения регионов – это не возврат к советской схеме, когда мелкие национальные образования входили в более крупные по «матрешечной» системе. Это их полное поглощение. Тут правильней аналогия с имперской системой, делившей Россию на губернии и несколько национальных самоуправляющихся образований, вроде Польши или Финляндии. Складывается впечатление, что реализуется программа, озвученная в свое время Владимиром Жириновским: «надо ликвидировать административное деление по национальному признаку, образовав несколько губерний на всю Россию». Прообразом таких губерний стали федеральные округа.
Горный Алтай не сможет снова стать автономной областью в составе Алтайского края. В случае объединения он превратится в несколько отдаленных горных районов Алтайского края. И такая перспектива никого в Горном Алтае не радует.
Огромная масса республиканских чиновников потеряет не только работу. В Горном Алтае бурно развивается туризм, земля дорожает каждый год чуть ли не в два раза. Идет поток федеральных денег – как на поддержание инфраструктуры, так и в виде дотаций в бюджет. Планируются стройки ГЭС и газопровода, поговаривают о автодороге в Китай. И все это теперь пойдет мимо местных чиновников?
Глава республики Александр Бердников хоть и назначен федеральным центром, но имеет тесные связи с «Газпромом». Ему предстоит строительство газопровода в Китай. Объединение, конечно, вещь хорошая, может, медаль дадут, но газопровод лучше. Поэтому Бердников молчит и идею объединения двух Алтаев никак не комментирует.
Не рады идее объединения и депутаты Эл Курултая, только-только получившие свои мандаты. Они развернули бурную деятельность. Под обращением против объединения подписываются представители всех ведущих партий, включая… «Единую Россию». Личная заинтересованность чиновников и депутатов в сохранении своего положения не может быть аргументом против объединения, который озвучивается вслух. «Для народа» есть другие доводы. В ход пошел национальный фактор и даже угроза распада России.
«Эти заявления (политиков Алтайского края об объединении, - прим. ТАЙГИ.info) вызывают у нас серьезные опасения ввиду того, что это находит поддержку у отдельных категорий людей, озабоченных политическими, националистическими амбициями, - говорится в обращении депутатов Эл Курултая. - Эти заявления вызывают резко отрицательную реакцию у большинства населения республики... Те, кто покушается на республику, покушаются на Конституцию России… Замыслы уничтожения республики идут по той же схеме, по которой развален Советский Союз. Сила России - в ее многонациональном народе...».
Представители политической элиты Горного Алтая, видимо, не заметили, что одна политическая эпоха сменила другую. Они пропустили, что уже пять субъектов федерации потеряли свой статус. То есть уже пять «покушений на конституцию России» прошли вполне успешно.
Тем не менее, национальный вопрос может встать в ходе объединения, если центр на него решится, довольно остро. Республиканская элита уже перешла Рубикон, теперь она будет вынуждена действовать по логике открытого конфликта, вовлекая в него коренное население. В регионе даже появилась организация «За республику!», а первый заместитель председателя правительства республики дает «отвязанные» интервью.
Ситуация уже на старте разительно отличается от ситуации в Усть-Ордынском Бурятском округе, где местная элита решилась только на вялотекущий саботаж, сопровождаемый вымогательством уступок и субсидий. «Денег будет много, все будут довольны», - отвечал тогда корреспонденту ТАЙГИ.info один из окружных чиновников на вопрос, есть ли недовольные среди усть-ордынской элиты. Да и «Единая Россия» не имеет контрольного пакета в республике Алтай.
И вообще, непонятно, кто его имеет.
Неоднородность населения Горного Алтая и его элиты, с одной стороны, исключает единодушное сопротивление планам объединения, если они будут проводиться целеустремленно и решительно. С другой стороны «неоднородность» дает гарантию, что среди противников такого объединения обязательно найдутся отчаянные головы. Тихо-мирно, как в Усть-Орде, объединение вряд ли пройдет.
С одной стороны, в полном смысле слова алтайской нации как таковой нет, она формируется, пожалуй, только сейчас. Это агломерат сорока народностей. Трудно говорить об общей истории, культуре, национальной элите.
С другой стороны, алтайцы имеют свои ярко выраженные национальные черты. Они идентифицируют себя как алтайцев, сетуют на засилье русских и способны на «неадекватные поступки». На что их может толкнуть лишение статуса республики, предсказать трудно. Хотя большинство наверняка отнесется к объединению равнодушно, может найтись и отчаянное меньшинство.
Мне рассказывали такую историю. Сотрудник туристической компании выпивал с алтайцем и зашел у них спор. «Человека не так легко зарезать», - утверждал сотрудник турфирмы. «Да ну, легко» - ответил алтаец. «Да не легко!». Алтаец взял нож и пырнул.
По похожей логике может начать развиваться процесс объединения: «- Мы вас объединим!. - Да не объедините!»…
«Героизм» горно-алтайской элиты объясняется как непониманием реалий современной российской политики (этим же объясняется «героизм» главы соседней Хакасии Алексея Лебедя, открыто спорящего с Кремлем) так и реальной способностью идти на конфликт. Но чем бы он не объяснялся, хлопот «объединителям» он доставит немало.
Процесс объединения даст толчок «тюркскому национализму», который откликнется по всему «тюркскому поясу» Сибири - Горный Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия. Но большинство козырей все равно у федерального центра. 80% бюджета республики Алтай дотируется из центра. Если республиканская элита будет поставлена перед выбором – берите «отступные» при объединении, либо оставайтесь ни с чем – большая часть, наверное, дрогнет. Практика подкупа элит в нашей стране доведена до совершенства.
Только в Горном Алтае это будет дорого и хлопотно.
Вопрос, надо ли это Кремлю, и насколько сильно ему это надо.
Алексей Мазур, ТАЙГА.info
СПРАВКА ТАЙГИ.info:
Республика Алтай. С 1 июня 1922 года – Ойротская автономная область в составе Алтайского края, с 7 января 1948-го года Горно-Алтайская автономная область, с октября 1990 года Горно-Алтайская АССР, с 1991 года – Республика Горный Алтай, с 1992 года – Республика Алтай. Численность населения – 202 тысячи человек, из них 50 тысяч проживает в Горно-Алтайске. Национальный состав: 63% - русские, 31% - алтайцы, 5,6% - казахи. Республика Алтай является приграничным регионом, граничит с Монголией, Китаем и Казахстаном.
После назначения Анатолия Квашнина полномочным представителем президента в Сибирском Федеральном округе с карты исчезло уже три субъекта федерации. Эвенкийский и Таймырский округа вошли в состав Красноярского края, Усть-Ордынский Бурятский округ растворился в братских объятьях Иркутской области. На очереди Агинский Бурятский автономный округ, находящийся внутри Читинской области, и республика Алтай.
Планы по объединению субъектов никем не озвучиваются. Общеизвестно, что процесс слияния субъектов инициируется сверху, однако, как это принято в России, он маскируется под инициативу масс. Поэтому о планах укрупнения того или иного субъекта федерации мы узнаем только после появления соответствующей инициативной группы. До того же официальные лица не дают никаких комментариев. Мы видим только, что процесс идет, малые субъекты федерации поглощаются крупными. Но где последняя точка этого процесса? Когда он завершится и как будет выглядеть карта России после его завершения? Никто не может дать ответа на этот вопрос.
Возможно, что у процесса объединения субъектов федерации, как и у национальных проектов, нет конечной цели – есть только направление.
Например, даже сейчас никто не может с уверенностью сказать, будут ли объединены Алтайский край и республика Алтай.
Хотя субъекты названы по имени одних и тех же гор, на деле Алтайский край расположен на равнине, очень удобной для сельского хозяйства. В свою очередь, республика Алтай – горная страна. Алтайский край населен русскими (есть несколько немецких районов). Горный Алтай имеет несколько районов, в которых преобладают алтайцы (хотя в целом они составляют только треть населения республики). На юге присутствуют казахи.
До 1991-го года Горный Алтай (а именно так его продолжают называть по привычке в соседних регионах) входил в состав Алтайского края. Все коммуникации из России в Горный Алтай идут через Алтайский край. Население Алтайского края – два миллиона шестьсот тысяч человек, Горного Алтая – двести тысяч.
С точки зрения выравнивания размеров субъектов федерации и упрощения управления, объединение имеет смысл. И разговоры об объединении начались. В прессу просочилась информация, что подобные консультации проводит администрация президента в лице полпредства. А спикер крайсовета Алтайского края Александр Назарчук прямо сказал о существовании таких планов и что крайсовет готов проголосовать за объединение.
Но возникли осложнения.
До сих пор процесс объединения не трогал республики. Автономные округа и раньше были какими-то «полусубъектами» федерации, скорее - культурными автономиями, даже не экономическими. Объединение национальной республики с соседним «русским» регионом – это прецедент, которым будут запугивать «титульные» нации в других республиках.
Нынешний процесс объединения регионов – это не возврат к советской схеме, когда мелкие национальные образования входили в более крупные по «матрешечной» системе. Это их полное поглощение. Тут правильней аналогия с имперской системой, делившей Россию на губернии и несколько национальных самоуправляющихся образований, вроде Польши или Финляндии. Складывается впечатление, что реализуется программа, озвученная в свое время Владимиром Жириновским: «надо ликвидировать административное деление по национальному признаку, образовав несколько губерний на всю Россию». Прообразом таких губерний стали федеральные округа.
Горный Алтай не сможет снова стать автономной областью в составе Алтайского края. В случае объединения он превратится в несколько отдаленных горных районов Алтайского края. И такая перспектива никого в Горном Алтае не радует.
Огромная масса республиканских чиновников потеряет не только работу. В Горном Алтае бурно развивается туризм, земля дорожает каждый год чуть ли не в два раза. Идет поток федеральных денег – как на поддержание инфраструктуры, так и в виде дотаций в бюджет. Планируются стройки ГЭС и газопровода, поговаривают о автодороге в Китай. И все это теперь пойдет мимо местных чиновников?
Глава республики Александр Бердников хоть и назначен федеральным центром, но имеет тесные связи с «Газпромом». Ему предстоит строительство газопровода в Китай. Объединение, конечно, вещь хорошая, может, медаль дадут, но газопровод лучше. Поэтому Бердников молчит и идею объединения двух Алтаев никак не комментирует.
Не рады идее объединения и депутаты Эл Курултая, только-только получившие свои мандаты. Они развернули бурную деятельность. Под обращением против объединения подписываются представители всех ведущих партий, включая… «Единую Россию». Личная заинтересованность чиновников и депутатов в сохранении своего положения не может быть аргументом против объединения, который озвучивается вслух. «Для народа» есть другие доводы. В ход пошел национальный фактор и даже угроза распада России.
«Эти заявления (политиков Алтайского края об объединении, - прим. ТАЙГИ.info) вызывают у нас серьезные опасения ввиду того, что это находит поддержку у отдельных категорий людей, озабоченных политическими, националистическими амбициями, - говорится в обращении депутатов Эл Курултая. - Эти заявления вызывают резко отрицательную реакцию у большинства населения республики... Те, кто покушается на республику, покушаются на Конституцию России… Замыслы уничтожения республики идут по той же схеме, по которой развален Советский Союз. Сила России - в ее многонациональном народе...».
Представители политической элиты Горного Алтая, видимо, не заметили, что одна политическая эпоха сменила другую. Они пропустили, что уже пять субъектов федерации потеряли свой статус. То есть уже пять «покушений на конституцию России» прошли вполне успешно.
Тем не менее, национальный вопрос может встать в ходе объединения, если центр на него решится, довольно остро. Республиканская элита уже перешла Рубикон, теперь она будет вынуждена действовать по логике открытого конфликта, вовлекая в него коренное население. В регионе даже появилась организация «За республику!», а первый заместитель председателя правительства республики дает «отвязанные» интервью.
Ситуация уже на старте разительно отличается от ситуации в Усть-Ордынском Бурятском округе, где местная элита решилась только на вялотекущий саботаж, сопровождаемый вымогательством уступок и субсидий. «Денег будет много, все будут довольны», - отвечал тогда корреспонденту ТАЙГИ.info один из окружных чиновников на вопрос, есть ли недовольные среди усть-ордынской элиты. Да и «Единая Россия» не имеет контрольного пакета в республике Алтай.
И вообще, непонятно, кто его имеет.
Неоднородность населения Горного Алтая и его элиты, с одной стороны, исключает единодушное сопротивление планам объединения, если они будут проводиться целеустремленно и решительно. С другой стороны «неоднородность» дает гарантию, что среди противников такого объединения обязательно найдутся отчаянные головы. Тихо-мирно, как в Усть-Орде, объединение вряд ли пройдет.
С одной стороны, в полном смысле слова алтайской нации как таковой нет, она формируется, пожалуй, только сейчас. Это агломерат сорока народностей. Трудно говорить об общей истории, культуре, национальной элите.
С другой стороны, алтайцы имеют свои ярко выраженные национальные черты. Они идентифицируют себя как алтайцев, сетуют на засилье русских и способны на «неадекватные поступки». На что их может толкнуть лишение статуса республики, предсказать трудно. Хотя большинство наверняка отнесется к объединению равнодушно, может найтись и отчаянное меньшинство.
Мне рассказывали такую историю. Сотрудник туристической компании выпивал с алтайцем и зашел у них спор. «Человека не так легко зарезать», - утверждал сотрудник турфирмы. «Да ну, легко» - ответил алтаец. «Да не легко!». Алтаец взял нож и пырнул.
По похожей логике может начать развиваться процесс объединения: «- Мы вас объединим!. - Да не объедините!»…
«Героизм» горно-алтайской элиты объясняется как непониманием реалий современной российской политики (этим же объясняется «героизм» главы соседней Хакасии Алексея Лебедя, открыто спорящего с Кремлем) так и реальной способностью идти на конфликт. Но чем бы он не объяснялся, хлопот «объединителям» он доставит немало.
Процесс объединения даст толчок «тюркскому национализму», который откликнется по всему «тюркскому поясу» Сибири - Горный Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия. Но большинство козырей все равно у федерального центра. 80% бюджета республики Алтай дотируется из центра. Если республиканская элита будет поставлена перед выбором – берите «отступные» при объединении, либо оставайтесь ни с чем – большая часть, наверное, дрогнет. Практика подкупа элит в нашей стране доведена до совершенства.
Только в Горном Алтае это будет дорого и хлопотно.
Вопрос, надо ли это Кремлю, и насколько сильно ему это надо.
Алексей Мазур, ТАЙГА.info
СПРАВКА ТАЙГИ.info:
Республика Алтай. С 1 июня 1922 года – Ойротская автономная область в составе Алтайского края, с 7 января 1948-го года Горно-Алтайская автономная область, с октября 1990 года Горно-Алтайская АССР, с 1991 года – Республика Горный Алтай, с 1992 года – Республика Алтай. Численность населения – 202 тысячи человек, из них 50 тысяч проживает в Горно-Алтайске. Национальный состав: 63% - русские, 31% - алтайцы, 5,6% - казахи. Республика Алтай является приграничным регионом, граничит с Монголией, Китаем и Казахстаном.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522