Тему объединения Алтаев будут будировать противники газопровода

08 Ноя 2006, 22:09

 
Глава Горного Алтая Александр Бердников заявил, что администрация президента согласилась с его мнением о нецелесообразности объединения республики и Алтайского края. Он призвал также политиков и жителей республики больше не поднимать этот вопрос. Однако вошедшие во вкус как краевые, так и республиканские политики, делавшие пиар на этой теме, вряд ли смогут быстро перестроиться – тема время от времени все равно будет подниматься. К тому же подогревать обстановку выгодно противникам строительства газопровода из Сибири в Китай, который должен пройти по территории Горного Алтая.

В пятницу, 3 ноября, в правительстве республики Алтай прошло аппаратное совещание с участием членов правительства, руководителей федеральных структур и представителей СМИ. Обычно такие совещания проходят по понедельникам – чиновники, так сказать, определяются с планами на начинающуюся неделю. Однако на этот раз власти, видимо, сочли, что «благую весть», с которой накануне вернулся из Москвы из 10-дневной командировки Александр Бердников, необходимо донести до чиновников и населения как можно скорее: до праздничных мероприятий на центральной площади Горно-Алтайска, приуроченных ко Дню народного единства.

Все собравшиеся знали, что пару недель назад господин Бердников и спикер Госсобрания, лидер местных единороссов Иван Белеков направили на имя президента Владимира Путина письмо. В нем первые лица региона выразили сомнения в целесообразности объединения двух Алтаев.

Эта тема, обсуждавшаяся последние годы, в августе этого года получила новый импульс. Тогда главный федеральный инспектор по республике Александр Завьялов начал консультации с общественностью региона о возможном присоединении Горного Алтая к Алтайскому краю. Происходило это, видимо, по поручению полпреда Анатолия Квашнина. Курировала консультации заместитель Квашнина Любовь Бурда.

Как только консультации стали достоянием гласности, представители различных организаций стали писать обращения в органы власти с требованием сохранить статус республики. Вскоре была создана организация «За республику», ее возглавил бывший глава республиканского правительства Владимир Петров, ныне помощник депутата Госдумы Сергея Пекпеева. Александр Бердников, в свою очередь, заявлял, что, поддерживая идею укрупнения субъектов федерации в общем, он не считает целесообразным объединение республики с краем. Об этом он и написал в совместном с Белековым письмом на имя президента. Перед отъездом в Москву Бердников пообещал, словно уже зная результаты своих переговоров, что не вернется из столицы, пока не добьется решения по этому вопросу.

Пока глава Алтая был в Москве, полпред Квашнин заявил о «нецелесообразности существования национально-территориальных образований» на территории России, тем самым поддержав инициаторов укрупнения. В ответ организация «За республику» 31 октября провела в центре Горно-Алтайска многотысячный митинг, а депутаты Госсобрания приняли заявление, где в очередной раз высказались за сохранение статуса республики.

На аппаратном совещании в пятницу 3 ноября Александр Бердников заверил собравшихся, что мнение населения, высказанное на митинге, было в Кремле «услышано и учтено». По его словам, администрация президента «сняла с повестки дня вопрос о слиянии республики с Алтайским краем».

Однако, по мнению главы республики, не митинг оказал решающее влияние на кремлевских чиновников. «Я шел другим путем – методом аргументированного убеждения и реальной оценки ситуации. И был услышан, понят в федеральном центре в полном объеме. Я конструктивно завершил работу по этому вопросу. На сегодняшний день опасности, связанной с ликвидацией Республики Алтай не существует», - подал и себя, и Кремль в выгодном свете господин Бердников.

Местные политики считают, что главных аргументов Бердникова в его общении с Кремлем было два: предстоящие федеральные избирательные кампании (выборы Госдумы и президента) и планы строительства газопровода в Китай. На первое обстоятельство намекнул и господин Бердников: на совещании он заявил, что не может подводить президента, имея в виду предстоящие выборы в 2008 году. Видимо, кремлевские политтехнологи опасаются, что продавливание объединения может вызвать усиление протестных настроений на Алтае. Ход голосования в отдельно взятой республике, конечно, не особенно отразится на результатах выборов (здесь зарегистрировано 130 тыс. избирателей, а голосуют 50-60 тыс. человек). Однако ситуация на Алтае может вызвать недовольство в других республиках с тюркоязычным населением, да и отдельно взятый недовольный регион, пусть и небольшой, Кремлю ни к чему.

Не заинтересованы в нестабильности на Алтае и в «Газпроме». ТАЙГА.info уже высказывала версию, что назначение Александра Бердникова главой региона было пролоббировано первым вице-премьером, председателем совета директоров «Газпрома» Дмитрием Медведевым. Бердников на своем посту должен способствовать реализации планов газовой монополии по строительству «трубы» в Китай. Когда речь идет о многомиллиардном проекте, политические мотивы «государственников», ратующих за укрупнение регионов, вряд ли столь весомы. Само собой, «Газпрому» не так важно, будет у алтайцев государственность или нет. Главное - чтобы взбудораженные алтайцы не мешали реализации газового проекта, уже одобренного руководством Китая и России

Несмотря на единодушие недавно назначенного главы и региональной элиты в вопросе сохранения статуса республики, публичная активность жителей республики против объединения главе по нраву не пришлась. Бердников неоднократно говорил, что такие важные вопросы следует решать кулуарно, а не улице. Проведение же митингов, подготовка открытых писем, по мнению Бердникова, может быть воспринята федеральным центром как шантаж.

Сам Бердников отлично знает, что если начать разговаривать с Кремлем с позиции угроз и нагнетания обстановки, то решение, за редчайшим исключением, будет принято не в пользу таких собеседников. Федеральная власть любит «нагибать» тех, кто не соглашается с ней с первого раза, тем более, если заявители заведомо слабее. Ведь совсем немного времени прошло с тех пор, как алтайские лидеры протестовали по поводу решения президента о назначении самого Бердникова главой республики. Однако эти обращения скорее сыграли на руку нынешнему главе республики: федеральная власть решила в очередной раз продемонстрировать свою силу, тем более, что чрезвычайных усилий для этого не потребовалось. Видимо, Бердников опасается, что аналогичная логика может сработать и в случае, если общественность начнет достаточно агрессивно требовать от Кремля сохранения статуса республики.

Так что прошедший 31 октября митинг – вещь обоюдоострая. С одной стороны, митинг, конечно, оказал влияние на Кремль. В администрации президента поняли, что в канун больших избирательных компаний в Госдуму и президента накалять обстановку на Алтае не стоит.

Однако сторонники укрупнения могли использовать факт проведения митинга как свидетельство того, что ситуация на Алтае выходит из-под контроля, «националисты» и «сепаратисты» поднимают «волну», а губернатор не может обуздать местную элиту.

Видимо, такая точка зрения звучала в беседах Бердникова с ответственными чиновниками Кремля и полпредства, раз господин Бердников проведением митинга был скорее раздражен. Свои эмоции он выместил на председателе комитета по инвестиционной политике Анатолии Тодошеве, который принимал заметное участие в мероприятии 31 октября: «Некоторые председатели комитетов с лозунгами стояли на митинге. Я сторонник полной демократии – бери флаг, и стой там, сколько хочешь, с круглосуточным пикетом. Что это за дела такие? Кончайте баловаться! Россия крепка, и голову любому свернет. Тем более государственному служащему, который в рабочее время прется туда и стоит на трибуне. Фамилию называть не буду – умный, поймет сам. Стоять этот человек будет там постоянно – пусть берет флаг и идет с сегодняшнего дня. В рабочее время пошел на митинг, стоит на трибуне, флагом размахивает. Еще взял на себя функцию службы безопасности, не пускать Антарадонова с обращением главы. Что это такое? На прочность меня попробовать решили, как я – проглочу - не проглочу? Выплюну, изжую, если это необходимо. Сегодня пишите заявление или сам отправлю в отставку».

Выпоров подставившегося чиновника, господин Бердников сообщил, что в ближайшие дни встретится с полпредом Анатолием Квашниным: «Мы обсудим эту тему, и будет поставлена точка. Поэтому прошу не беспокоиться, стабильно работать и не раскачивать, а также воздержаться от высказываний, комментариев, оценок и призывов, связанных с тематикой укрупнения субъектов федерации за счет поглощения республики Алтай Алтайским краем».

Несмотря на то, что лидеры организации «За республику» не сомневаются, что Бердникову действительно удалось на данном этапе убедить кремлевских чиновников, вряд ли тема объединения двух Алтаев в ближайшие дни и даже месяцы сойдет на нет.

Лидер движения «За республику» Владимир Петров считает, что опасность «закрытия» Горного Алтая все равно существует: если сейчас эта тема закрыта, нет никаких гарантий, что она не будет возобновлена после президентских выборов 2008 года. Поэтому «За республику» обещает продолжит свое существование и следить за ситуацией.

Помимо горно-алтайских политиков, делающих себе политический капитал на этой теме, настроения, вероятно, будут поддерживать политики барнаульские. Для некоторых из них, например, спикера крайсовета Александра Назарчука, вопрос объединения стал одним из главных политических лозунгов. Многие наблюдатели считают, что, поднимая этот вопрос, господин Назарчук играет на руку полпредству, которое, в свою очередь, поддерживает его в вопросе сохранения должности спикера крайсовета.

Острое обсуждение вопроса о присоединении также на руку противникам строительства экспортного газопровода в Китай. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве политическая элита в республике выступает за строительство «трубы» (горячо поддерживает проект даже региональное отделение партии «Зеленых»), у местных экологов и их единомышленников из организаций вроде WWF сохраняется надежда на переориентацию местных политиков.

Надежды эти небезосновательны. На протяжении многих лет алтайский истеблишмент выступал категорически против какой бы то ни было деятельности на плоскогорье Укок, по границам которого проходят рубежи России, Китая, Монголии и Казахстана. Особое значение плоскогорье приобрело после того, как в 1993 году новосибирский археолог Наталья Полосьмак обнаружила в одном из курганов хорошо сохранившуюся мумию «принцессы Укока». Алтайская интеллигенция заявила, что плато всегда было священной местностью, и добилась включения Укока в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако после того, как в марте 2006 года президент Путин объявил о намерении построить газопровод «Алтай», алтайским политикам стало очевидно: ради сохранения статуса республики придется пожертвовать объявленным сакральным плоскогорьем. Об этом прямо говорил и Александр Бердников сразу после своего назначения в январе 2006 года, связав тему строительства газопровода и объединение Алтая: мол, если Алтай откажется строить газопровод, то потеряет моральное требовать сохранения своего статуса.

Если федеральный центр нарушит сложившийся паритет: «плато в обмен на статус», то алтайцы, подогреваемые экологическими фондами как в моральном, так и в материалом плане и вымещая обиду за потерянный суверенитет, начнут противодействовать строительству газопровода. В этом случае резонанс и поддержка им обеспечена намного большая, чем в случае борьбы за сохранение статуса республики – призрачные пантюркистские группы на самом деле не способны раздуть такой резонанс, на который способны «Гринпис», WWF и другие организации.

Поэтому противникам строительства газопровода на руку регулярное вбрасывание в оборот информации о возможном объединении и вообще поддержание напряженности на юге Горного Алтая. Например, именно сейчас, в момент начала строительства газопровода и обсуждения объединения регионов находятся общественные деятели, которые вновь поднимают, казалось бы, давно решенный вопрос о возвращении на Алтай «скифской принцессы»: многие СМИ процитировали пассаж о том, что «у алтайской мумии от страха прорезался голос». Дух мумии якобы через шаманов потребовал вернуть ее из института археологии в Новосибирске на плато Укок (то самое, где планируется прохождение газопровода), и предать ее земле. В противном случае Алтай ждут новые катаклизмы, по сравнению с которыми землетрясение 2003 года покажется детской игрушкой. А осенью на ОРТ вышла передача Андрея Малахова с участием опять-таки местных «шаманов», которые эти пророчества еще раз протранслировали на всю Россию.

Надо понимать, что алтайцам в Кош-Агаче или Улагане, и без того суеверным, передача «по телевизору» не покажется «желтухой», они вполне могут воспринять эту информацию всерьез. И если эта тема «мести мумии» будет и дальше обсуждаться в таком контексте, строителям газопровода придется приносить в жертву разгневанным духам алтайских гор не только проект объединения с Алтайским краем, но и искать новые «кнуты и пряники».

Дмитрий Кобзев, специально для ТАЙГИ.info




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года