Невыученные уроки Февральской революции

01 Мар 2007, 06:06


Недавно по круглосуточному телеканалу «Вести24» показывали интервью Натальи Солженицыной – супруги Александра Солженицына. Сюжет был посвящен новой статье Солженицына о причинах и итогах Февральской революции 1917 года. Как раз в эти дни мы «отмечаем» 90-летие этой даты, ставшей переломным моментом не только в судьбе России, но и, пожалуй, в судьбе всего мира.

Наталья Солженицына не в первый раз выступает по телевизору – когда одна, а когда вместе с самим Александром Исаевичем. И каждый раз поражает, что эта простая в свое время женщина сегодня на голову выше любого российского политика, политолога и прочих представителей «экспертного сообщества», замусорившими своими измышлениями телеэфир, страницы газет и сайтов.

Она говорила о вещах, которые для нее и ее мужа, переработавших огромные пласты фактического материала, кажутся очевидными. О том, что Февраль 1917-го был национальной катастрофой. Что в той катастрофе была виновата и власть, и общество, ведущие «политическую вендетту» и не желавшие идти на компромисс. И что главной причиной катастрофы стало нравственное разложение народа: «Мы Бога забыли, он нас и наказал».

И что в основе здоровья государства всегда лежит нравственное здоровье народа. Если народ нравственно здоров – он перенесет любые испытания. Если болен – его сломит и соломинка.

Журналист:

- Главной причиной революции, которая продолжалась больше 15 лет, Солженицын называет духовное одичание народа. Это тема, в общем-то, сквозная: так или иначе она проходит красной нитью во всех произведениях. Здесь этому тоже нашлось место, упоминание.

Наталья Солженицына:

- Ну конечно. Видите ли, об этом, я думаю, пишут многие писатели, и думают многие граждане своих стран, и не только России. Несомненно, в тех тяжелых испытаниях, которые приходится переносить время от времени разным народам, огромную роль играет, каково в этот момент нравственное состояние и нравственное здоровье этого народа. И конечно, конечно одичание не способствует тому, чтобы хорошо – стойко, правильно и грамотно встречать экзамены, которые, увы, встречаются на пути не только людей, но и народов».

Эти вещи нам, «современным людям», кажутся чем-то вроде проповеди – бессмысленным набором слов, не имеющем отношения к реальности. Нравственное здоровье? О чем это вы? Сколько это процентов ВВП?

Исторические примеры совершенно бессмысленны. Все, что было не с нами, мы не считаем относящимся к нам… Отчего пали Рим и Константинополь, отчего случилась Смута на Руси, как несколько сот поляков спокойно вошли в неприступный веками Кремль – нам этого ни понять, ни прочувствовать не дано.

Мы даже не способны понять, в какой глубине ямы оказалась сегодня Россия. Десятки тысяч смертей от алкогольного отравления в год? Миллионы наркоманов? Миллионы бездомных детей? Это все абстракции, это не с нами, это какая-то статистика.

Мы думаем, что можно построить каменный коттедж, отгородиться высоким забором, поставить видеокамеры наблюдения – и все наркоманы, алкоголики, беспризорники, «братва», «гопота» и проститутки останутся где-то в другом мире.

Но что говорить, если обворовали коттедж даже самого Александра Карелина? А случай с сыном, заказавшим убийство своих богатых родителей, потому что они ему денег на карманные расходы не давали? Это в пригороде Новосибирска, в Краснообске, в богатом коттедже дело было. Аналогичный случай был в Алтайском крае – там родителей «заказала» девочка.

Послушайте наши песни внимательно. Ладно, блатной «шансон» - с ним все понятно. А остальные – о чем они? Бессмысленный набор слов, ни смысла, ни содержания. Одно настроение, и то такое – «то ли хочу, то ли не хочу, то ли пойду, то ли не пойду». Не стоит обвинять исполнителей – они поют то, что востребовано.

Вспомните Виктора Цоя – тоже, вроде, много бессмысленного, но все же совсем другое настроение:

«Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?».

Сегодня тоже поют такие песни, но кто их слушает?

Всё продается, всё покупается. Посты, чины, спортсмены, артисты, чиновники. И никто не против.

Кто у нас сегодня положительный герой? Саша «Белый» из сериала «Бригада»? Или герой Бодрова – убийца-отморозок Данила, любящий пофилософствовать на тему «сила в правде» с пистолетом в руке?

Даже киношные «менты» скурвились. Обнаружив, что высокопоставленный чиновник оказался преступником, машут на дело рукой и идут пить пиво. Безвинного выпускают – и на том спасибо.

Раньше киношные «менты» были другие.

Ну, скажет иной знаток искусства, художник должен отражать жизнь такой, какая она есть.

И в этом наше искусство впереди планеты всей, а в авангарде современного искусства - Ксения Собчак с «Домом-2». Вся страна заворожено следит за непростым выбором Тоси – трех парней она уже перебрала, на кого бы теперь ей броситься?

Ничего удивительного – люди, живущие суррогатной жизнью, питаются суррогатным искусством, которая ничего кроме суррогатной жизни не отображает. Жизнь такая.

А отчего жизнь будет меняться? Современному художнику и искусствоведу покажется страшным кощунством утверждение, что жизнь меняют идеалисты и их идеалы. Если есть идеалы – найдутся люди, которые воспримут их всерьез. И долг художника – быть идеалистом, иначе он просто фотоаппарат или куксткамера.

Если вокруг цинизм, гедонизм и всепродажность – общество будет гнить и разлагаться, стоя на месте. А искусство, «отображающее жизнь» - лишь ускорять разложение, сдабривая его «гламуром и дискурсом».

Наталья Солженицына говорила об этом другими словами – уже недоступным и непонятным нам настоящим, а не «птичьим» языком. Говорила она о духовной катастрофе России в двадцатом веке.

И ведущая спросила ее :

- За 15 лет хотя бы слабые намеки на духовное возрождение не наметились?

Это был такой вопрос-подача, подразумевающий переход к оптимистичной ноте. «Да, все было плохо, но сейчас забрезжил рассвет», - примерно такого ответа ждала журналистка.

И действительно, если напрячься, можно привести примеры «духовного возрождения». Стали восстанавливаться храмы, вышел фильм «Остров», да и «В круге первом» экранизировали… А вон какой храм Христа-спасителя в Москве выстроили! Разве это не начало нравственного возрождения?

Правда, надо тогда забыть про священника из Тверской области, который при жизни бедствовал, охранял деревенский храм от разграбления спившимися односельчанами и сгорел в собственном доме месте с семьей.

Наталья Солженицына ответила на этот вопрос в своей обычной манере, спокойно и слегка задумчиво:

- Вы знаете, это очень больной вопрос, потому что сейчас у нас конечно положение в этом смысле очень тревожное.

- По-прежнему, как и всегда?

- Но с какими-то новыми, с какими-то новыми и тревожными чертами. Конечно, очень много сейчас совсем нездорового в нравственном состоянии общества. Когда мы говорим «народа», надо понимать, что у нас нет сейчас сословий, которые были когда-то, но на самых разных уровнях у нас большая беда с нравственным состоянием народа».

И это спокойствие, с которым она говорила, показывало, что и для нее, и для Александра Солженицына, вопрос прост и понятен. Россия была вчера, быть может, она еще будет. Но сегодня она есть территория с копошащейся биомассой, которая не видит смысла жизни, не знает другой цели, кроме погони за удовольствием и потреблением, живет лишь по старой привычке.

Единственная возможность для человека вроде Александра Солженицына – обращаться к будущим поколениям. Быть может, они еще будут. Быть может, они услышат.
Чем он и занимается – говорит с людьми через года и пространства.

Алексей Мазур, ТАЙГА.info




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года