Мадригалы ХХ века: от Микаэля Таривердиева до песен менестрелей XVI века
В это воскресенье ансамбль ранней музыки «INSULA MAGICA» представил результат семилетней работы над поиском точек соприкосновения между творчеством Макаэля Таривердиева и средневековых композиторов Европы.
В это воскресенье ансамбль ранней музыки «INSULA MAGICA» представил результат семилетней работы над поиском точек соприкосновения между творчеством Макаэля Таривердиева и средневековых композиторов Европы.
4 ноября «INSULA MAGICA» открыл свой абонемент концертом, посвященным 10-летию памяти народного артиста РСФСР, композитора Микаэля Таривердиева, написавшего более 100 романсов, 4 оперы, 4 балета, музыку к 132 фильмам и многое другое. В 60-70-х гг. композитор интересовался музыкой средневековья, а некоторые свои произведения называл мадригалами XX века. Действительно, его творения соответствуют признакам этого жанра – это многоголосные песни на родном (материнском) языке, обычно любовно-лирического содержания.
Воскресный концерт – результат семилетней работы ансамбля, постоянного поиска, проб и ошибок. «Мы много лет играли только старинную музыку, - рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист РФ Аркадий Бурханов. - Однако семь лет назад мы обратились к наследию Микаэля Таривердиева, потому что в своем творчестве он попытался вернуть музыке то, что было в ней утрачено современными композиторами. Дело даже не в инструментах, которых в XX веке не было, а в той цели, для которой исполнялась музыка. Это некий космизм музыки, когда художник слышит, о чем поет земля и планеты, это приобщение к духу музыки. Выражаясь современным языком, это состояние, когда человек подключается к некому информационному полю. В России это называлось вдохновение, в Испании дуэндэ, во Франции кураж. Таривердиев, подобно композиторам прошлого, слышал эти звуки, поэтому и музыка его возвышала человеческие души. Его музыка - музыка любви, которая уводит слушателя в иную сферу, где он начинает грезить, мечтать, переживать. И сегодня это те позитивные переживания, которых не хватает в том кошмаре, который нас окружает. Мы знакомы с ансамблями, исполняющими музыку эстонского композитора Арво Пярта, который тоже очень близок к космизму музыкантов прошлого. Но мы решили остановиться на творчестве нашего соотечественника».
В гостиной новосибирской филармонии были представлены инструментальные пьесы, вокальная лирика, музыка из кинофильмов. «Баллада о сказке», «Веселый менестрель», «Баллада печального менестреля» (из к/ф «Ученик лекаря»), «Утренняя птица» (из к/ф «Ольга Сергеевна»), «Хочу у зеркала», «По улице моей» (из к/ф «Ирония судьбы») перемежались с английскими, французскими, испанскими, итальянскими мадригалами и балладами Б. Стораче, Э. Хольборна, Р. Джонса, Д. Ортиса, М. Локка, Р. Де Визе.
По словам Аркадия Бурханова, М. Таривердиев любил слушать средневековую музыку, язык композитора начинал впитывать в себя музыкальные интонации прошлого. Поэтому в своем творчестве композитор использовал веками отработанные интонации. «А мы сегодня постарались показать эти интонации и формы вокальных произведений средневековых композиторов. Таким образом, принцип настоящего концерта – представить старинную музыку, которую мог слушать Таривердиев и которая повлияла на его творчество», пояснил руководитель «INSULA MAGICA».
Произведения М. Таривердиева исполняли многие - дуэт Никитиных, группа «Меридиан», Алла Пугачева – и каждый внес что-то свое в музыку композитора. Это неудивительно, ведь исполнитель является также соавтором произведения, считает Аркадий Бурханов. «Когда мы посмотрели на ноты Таривердиева, мы услышали, что он писал эту музыку по-другому. Вдова композитора Вера Гориславовна сказала нам, что Микаэл мечтал, чтобы когда-нибудь его музыку исполнил настоящий ансамбль старинной музыки. Вначале мы обратились к профессиональным композиторам, которые не очень смогли нам помочь сделать аранжировки. Тогда мы поняли, что лучше нас это не сделает никто. В результате, сыграв музыку Таривердиева в старинном стиле на старинных инструментах, мы обнаружили удивительную гармонию», рассказывает об этапах творческого пути Аркадий Бурханов.
Этим концертом «INSULA MAGICA» открыл абонемент «От современности к Средневековью». 5 выступлений будут посвящены связи современной музыкальной культуры с культурой прошлых эпох. Движение будет направлено вспять от дня сегодняшнего в глубь времен. Начав концертом, посвященным композитору XX века, скоро ансамбль представит русскую музыка эпохи Барокко и Просвещения, музыку западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков, музыку современников Шекспира, Сервантеса и Рабле, духовные мотеты, песни вагантов и менестрелей эпохи Средневековья и Ars Nova.