«Каштанка» на уровне снов, фантазий и ощущений
24 января на малой сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» прошел показ первой премьеры нового 2008 года – спектакля «Каштанка». Работа над сценическим воплощением рассказа А. П. Чехова стала режиссерским дебютом Юрия Катаева
24 января на малой сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» прошел показ первой премьеры нового 2008 года – спектакля «Каштанка». Работа над сценическим воплощением рассказа А. П. Чехова стала режиссерским дебютом Юрия Катаева
Закончив Воронежскую академию искусств, Юрий успел попробовать себя в качестве актера (Самарский Академический театр драмы) преподавателя (в Самарской академии культуры), хореографа и ассистента режиссера («Театр им. Моссовета», «Театр наций»). Сегодня Юрий Катаев выступает в роли хореографа и режиссера – постановщика.
Почему для своего дебюта Вы выбрали «Каштанку»?
Это история о проблеме выбора. Похожая ситуация была и в моей жизни. В Калининграде я поступил в театральный лицей, где встретил главного учителя в моей жизни. А потом, закончив обучение, пришлось с ним расстаться и начать искать свой путь в жизни. Чехов писал и про собаку, и в то же время не про собаку – про всех. История Каштанки – это история Человека, Будды, Христа и т.д.
Что касается материала, «Каштанка» - это рассказ, повествование. Реплики есть только у клоуна, и то совсем немножко. Однако отсутствие драматургического текста дает определенную свободу, позволяет выстроить визуальный театр, нарисовать эту повесть. Ведь у каждого свое прочтение Чехова. У меня оно получилось на уровне снов, фантазий и ощущений.
А у Вас была собака?
У меня была деревня, куда на лето меня вывозили к дедушке с бабушкой. Там была и собака, и свиньи, и гуси, и коровы.
Считается, что «Каштанка» - рассказ для среднего школьного возраста. Будет ли Ваш спектакль ориентирован на детей?
У нас получился семейный спектакль для всех возрастов. И в этом прелесть визуального театра, где все построено на картинках! Его сможет понять и трехлетний ребенок, и пожилой человек.
В чем особенности хореографии?
В Каштанке очень много трюков, танцев. В движении каждый артист «обживает» свою роль.
Что Вы скажете о музыкальном сопровождении спектакля?
Саундтрек у нас классный. Это музыка разного времени: от классики до современных ритмов. Вокальный номер есть у Александра Варавина и Ульяны Кирпиченко. Однако основную музыкальную тему я взял у Альфреда Шнитке. Когда я услышал его музыку, мне показалось, что это и есть история Каштанки.
В интервью Нина Чусова как-то сказала, что «…режиссер, делающий спектакль, похож на беременную женщину…». А как Вы ощущаете себя в этой роли?
Да, это абсолютная правда. Я это на себе почувствовал.
Почему Вы решили ставить спектакль именно в «Глобусе»?
Это мощный молодежный театр, который идет на эксперимент. Обычно, право на эксперимент дается только человеку с именем. Возможно, я себя здесь неплохо проявил два года назад, раз Татьяна Николаевна (директор НАМТ «Глобус» - прим. Тайги.инфо) дала мне такой КартБланш. Не каждый театр на это решится.
Как работается на Малой сцене?
Здесь все компактнее, действие происходит на глазах у зрителей, артисты все как на ладони. Оттого-то и тяжелее работать: надо очень много сцен чистить. Хотя, конечно, и на Большой сцене нельзя расслабляться.
В театре «Глобус» два года назад Вы уже работали с Натальей Орловой, Юрий Соломеиным, Денисом Малютиным.
Да, я их люблю, мы все поддерживаем дружеские отношения, ездим в гости друг к другу. Вообще, тут замечательные артисты. Удачно прошло распределение, поэтому каждый на своем месте. Артист входит в образ так хорошо, что мне не надо ничего ему подсказывать.
Чем вызвана необходимость включить в спектакль нового персонажа - Звезды?
Просто мне нравится Лена Ивакина и я хотел, чтобы она играла в спектакле. Ведь и в цирке, и в театре должна быть звезда.
«Каштанка» Вячеслава Кокорина (Екатеринбургский ТЮЗ) получила "Золотую маску" и известность на международных фестивалях. Рассчитываете ли Вы на подобный успех?
Я не видел его спектакль, но слышал, что хороший. Пока мне нравится то, что мы делаем. Посмотрим, что будет дальше.