«Парад солистов»: от Генделя до Сапожникова
04 Фев 2008, 09:53
Царь Игорь и Клод Французский
Вела концерт заслуженный работник культуры РФ Людмила Третьякова. Ее красноречивый рассказ о представленных в программе произведениях настроил публику на нужный лад. С тех пор, как одна из слушательниц подошла после концерта к ведущей и строго-настрого запретила играть музыку XX века, Людмиле Третьяковой приходится пояснять зрителям особенности сочинений композиторов прошлого века. Это музыка, в которой много душевной боли, страдания, к тому же она рационалистична, технологична и недемократична, скорее «для себя», нежели «для других». Возможно, поэтому «Камерата» открыла концерт музыкой барокко - «Пассакалией» из клавирной сюиты Г.Ф. Генделя, солировал альтист Эдуард Шнайдер. Хотя произведение написано 300 лет назад, в нем не потускнела ни одна музыкальная мысль, ни одна нота. Буквально с первого аккорда – это суровая сдержанность, напряженность, энергетика, которая ведет к действию.
После была «Юмореска» финского композитора Яна Сибелиуса, партию соло в которой исполнил Александр Абрамов. Затем прозвучала виртуозно-романтическая музыка австрийского скрипача и композитора, величайшего мистификатора Фрица Крейслера. «Китайский тамбурин» - это яркая эстрадная миниатюра, написанная с тонким вкусом, изяществом и простотой, была великолепно исполнена Еленой Рудаковой.
На смену быстрому темпу «Китайского тамбурина» пришел «Медленный вальс» Клода Дебюсси, в оригинале называемый «Более чем медленный вальс». Протяжные мелодии у основоположника музыкального импрессионизма Клода Французского (как его окрестил народ) встречаются редко. Этот вальс является как раз исключением, причем удачным: он рекордсмен по переложениям. Его мерцающие, переливающиеся звуки, особые терпкие созвучия, выразительные и гибкие мотивы виртуозно передала Елена Климочкина.
После сочинения сказочного создателя грез пришло время другого чародея, фокусника и мага, самого знаменитого ученика Римского-Корсакова Игоря Стравинского. Фольклорные мотивы, ритм дикого пляса масленичных гуляний «Русской» из балета «Петрушка» воплотил на сцене Павел Крупа.
А затем был ноктюрн Арама Хачатуряна из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Завораживающий голос печальной, но такой прекрасной в своей печали скрипки Алины Корняковой были незабываемы.
Завершилось первое отделение задорными ритмами грузинской песни «Сачидао» Сулхана Цинцадзе. Внутренний эмоциональный накал и магию красок песни, созданной по образу и подобию «Русской», великолепно передал виолончелист Сергей Болдин.
Виртуозно и романтично по Невскому в карете.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что музыка ХХ века не романтична, прозвучавшие во втором отделении композиции пленили сердце, уносили мысль в заоблачные выси. Иначе и быть не могло, ведь это были произведения Ефрема Цимбалиста, Сергея Рахманинова, Игоря Фролова, Астора Пьяццоллы, Владимира Сапожникова. Тех, кто создал единый русский национальный стиль, кто стал родоначальником nuevo tango (новое танго), кто воплотил в музыке узнаваемые культурно-исторические аллюзии.
«Скрипка – первый концертный инструмент, который породил понятие виртуозности и виртуозов, - рассказывает Людмила Третьякова. - Сама идея создания скрипки – сотворить модель человеческого певческого голоса, достигнуть свободы в воплощении художественной мысли и образа. ХХ век довел виртуозность до предела: виртуозность ради виртуозности, ради самолюбования искусства». Таковы вариации на темы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» Ефрема Цимбалиста в исполнении Ирины Зорькиной, маленькая поэма «Этюд-картина» Сергея Рахманинова, ювелирная пьеса Игоря Фролова «Скерцо» в исполнении Нины Косолаповой.
Потом пришло время аргентинца, El Gran Ástor (Великого Астора) Пьяццоллы. Его «Oblivion» («Забвение») исполнили солисты Валентина Шмырева, Михаил Бугаев, Анатолий Мисников, а «Каштановое и голубое» Елена Рудакова.
На десерт «Новосибирская камерата» оставила самое вкусное и самое новое, только что из музыкальной кухни - фрагменты из сюиты «Мои Петербург» Владимира Сапожникова, написанной специально для новосибирского коллектива. «По Невскому в карете», «Фонтанный дом», где солировала Елена Климочкина, вызвали восторг у публики. Однако музыканты этим не ограничились, решив еще и удивить слушателей, подготовив блистательный и остроумный сюрприз. Им стал солист Новосибирского театра оперы и балета, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Андрей Триллер, который невзначай, якобы случайно появился на сцене и решил поучаствовать в представлении. Надев бабочку, он исполнил «Играйте пальчики, танцуйте», тем самым виртуозно (да простят меня читатели за столь частое упоминание этого слова) завершив первую программу «Новосибирской камераты» в наступившем году.
«Парад солистов» - первая программа, которую вместе с «Новосибирской камератой» подготовил новый художественный руководитель ансамбля Фабио Мастранжело.
«Парад солистов» - первая программа, которую вместе с «Новосибирской камератой» подготовил новый художественный руководитель ансамбля Фабио Мастранжело.
Как известно, каждое выступление уникального ансамбля солистов гарантирует незабываемые впечатления слушателям. Однако 29 января в Камерном зале филармонии прозвучал поистине неординарный концерт. Во-первых, в этот вечер каждый из музыкантов ансамбля продемонстрировал публике своё индивидуальное мастерство. Во-вторых, программа включала в основном сочинения XX века, переложения которых сибирские композиторы сделали для «Камераты». В-третьих, специально для ансамбля петербургский композитор Владимир Сапожников (бывший сибиряк. – прим. Тайги.инфо.) написал новую пьесу, исполнением фрагментов которой и завершился вечер.Царь Игорь и Клод Французский
Вела концерт заслуженный работник культуры РФ Людмила Третьякова. Ее красноречивый рассказ о представленных в программе произведениях настроил публику на нужный лад. С тех пор, как одна из слушательниц подошла после концерта к ведущей и строго-настрого запретила играть музыку XX века, Людмиле Третьяковой приходится пояснять зрителям особенности сочинений композиторов прошлого века. Это музыка, в которой много душевной боли, страдания, к тому же она рационалистична, технологична и недемократична, скорее «для себя», нежели «для других». Возможно, поэтому «Камерата» открыла концерт музыкой барокко - «Пассакалией» из клавирной сюиты Г.Ф. Генделя, солировал альтист Эдуард Шнайдер. Хотя произведение написано 300 лет назад, в нем не потускнела ни одна музыкальная мысль, ни одна нота. Буквально с первого аккорда – это суровая сдержанность, напряженность, энергетика, которая ведет к действию.
После была «Юмореска» финского композитора Яна Сибелиуса, партию соло в которой исполнил Александр Абрамов. Затем прозвучала виртуозно-романтическая музыка австрийского скрипача и композитора, величайшего мистификатора Фрица Крейслера. «Китайский тамбурин» - это яркая эстрадная миниатюра, написанная с тонким вкусом, изяществом и простотой, была великолепно исполнена Еленой Рудаковой.
На смену быстрому темпу «Китайского тамбурина» пришел «Медленный вальс» Клода Дебюсси, в оригинале называемый «Более чем медленный вальс». Протяжные мелодии у основоположника музыкального импрессионизма Клода Французского (как его окрестил народ) встречаются редко. Этот вальс является как раз исключением, причем удачным: он рекордсмен по переложениям. Его мерцающие, переливающиеся звуки, особые терпкие созвучия, выразительные и гибкие мотивы виртуозно передала Елена Климочкина.
После сочинения сказочного создателя грез пришло время другого чародея, фокусника и мага, самого знаменитого ученика Римского-Корсакова Игоря Стравинского. Фольклорные мотивы, ритм дикого пляса масленичных гуляний «Русской» из балета «Петрушка» воплотил на сцене Павел Крупа.
А затем был ноктюрн Арама Хачатуряна из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Завораживающий голос печальной, но такой прекрасной в своей печали скрипки Алины Корняковой были незабываемы.
Завершилось первое отделение задорными ритмами грузинской песни «Сачидао» Сулхана Цинцадзе. Внутренний эмоциональный накал и магию красок песни, созданной по образу и подобию «Русской», великолепно передал виолончелист Сергей Болдин.
Виртуозно и романтично по Невскому в карете.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что музыка ХХ века не романтична, прозвучавшие во втором отделении композиции пленили сердце, уносили мысль в заоблачные выси. Иначе и быть не могло, ведь это были произведения Ефрема Цимбалиста, Сергея Рахманинова, Игоря Фролова, Астора Пьяццоллы, Владимира Сапожникова. Тех, кто создал единый русский национальный стиль, кто стал родоначальником nuevo tango (новое танго), кто воплотил в музыке узнаваемые культурно-исторические аллюзии.
«Скрипка – первый концертный инструмент, который породил понятие виртуозности и виртуозов, - рассказывает Людмила Третьякова. - Сама идея создания скрипки – сотворить модель человеческого певческого голоса, достигнуть свободы в воплощении художественной мысли и образа. ХХ век довел виртуозность до предела: виртуозность ради виртуозности, ради самолюбования искусства». Таковы вариации на темы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» Ефрема Цимбалиста в исполнении Ирины Зорькиной, маленькая поэма «Этюд-картина» Сергея Рахманинова, ювелирная пьеса Игоря Фролова «Скерцо» в исполнении Нины Косолаповой.
Потом пришло время аргентинца, El Gran Ástor (Великого Астора) Пьяццоллы. Его «Oblivion» («Забвение») исполнили солисты Валентина Шмырева, Михаил Бугаев, Анатолий Мисников, а «Каштановое и голубое» Елена Рудакова.
На десерт «Новосибирская камерата» оставила самое вкусное и самое новое, только что из музыкальной кухни - фрагменты из сюиты «Мои Петербург» Владимира Сапожникова, написанной специально для новосибирского коллектива. «По Невскому в карете», «Фонтанный дом», где солировала Елена Климочкина, вызвали восторг у публики. Однако музыканты этим не ограничились, решив еще и удивить слушателей, подготовив блистательный и остроумный сюрприз. Им стал солист Новосибирского театра оперы и балета, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Андрей Триллер, который невзначай, якобы случайно появился на сцене и решил поучаствовать в представлении. Надев бабочку, он исполнил «Играйте пальчики, танцуйте», тем самым виртуозно (да простят меня читатели за столь частое упоминание этого слова) завершив первую программу «Новосибирской камераты» в наступившем году.
Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522