Тайга: этника, архаика и современность
Второй Сибирский этнофестиваль «Тайга» открылся в Новосибирске в прошедшую пятницу. В нем приняли участие более 15-ти художников из Новосибирска, Омска, Горно-Алтайска, а также музыкальные коллективы из Хакасии и Тывы.
Второй Сибирский этнофестиваль «Тайга» открылся в Новосибирске в прошедшую пятницу. В нем приняли участие более 15-ти художников из Новосибирска, Омска, Горно-Алтайска, а также музыкальные коллективы из Хакасии и Тывы.
Напомним, пилотный фестиваль состоялся в октябре прошлого года. Через три месяца оргкомитет заметно повысил планку мероприятия, став на один шаг ближе к реализации своих целей - привлечение внимания широкой общественности к уникальной и многогранной культуре Сибири и развитие этой культуры путем поиска и поддержки новых явлений в традициях коренных народов Сибирского региона.
На это раз фестиваль включал две части - музыкальную и выставочную. В Новосибирском государственном художественном музее была представлена экспозиция «Человек из тайги», призванная показать творческие работы современных художников, вдохновленных сибирской архаикой. Надо сказать, тема была обыграна мастерски и с юмором. Это касается как содержания, так и материала выставки, на которой соседствовали живопись и графика, цифровая печать и видео, объекты и инсталляции из дерева, железа, ткани. Состав новосибирских авторов разбавили гости из близлежащих сибирских городов и Алтайского края. Всего наблюдалось более 15-ти художников, а также мадиахудожник (Светлана Бакушина), производитель бумаги авторского литья (Елена Бертолло), мастер резьбы по дереву (Алексей Агриколянский), антиквар-этнограф (Сергей Скрипин) и даже имитатор древностей (Ринат Миннебаев). Предельно этнографичной выглядела новая серия работ Андрея Шапрана «Край земли», для создания которой автор прожил два месяца среди чукчей и эвенков на северо-востоке Камчатки в Корякии.
Музыкальная часть фестиваля началась вечером того же дня в камерном зале Новосибирской государственной филармонии. Цель ее - показать многообразие сибирской музыки, традиционной и современной, русской и тюркской. В этот раз, к чести организаторов, в концертной программе наблюдалась логика. Направление выступлений было определено точно: от чистой исполнительской традиции к ее сценическому воплощению и роковым обработкам традиционных композиций.
Николай Ооржак. Путь поющего шамана.
Первым на сцене появился человек в шаманском костюме, как будто только что снятом с выставочного манекена в Художественном музее. Это был Николай Ооржак, дипломант тувинских и международных фестивалей и симпозиумов горлового пения, участник множества музыкальных проектов от электроники до джаза. Николай начал постигать особенности горлового звукоизвлечения еще во времена работы пастухом в небольшой деревне Корум-Даг в западной Тыве. А после обучения в институте культуры в Улан-Уде работал директором народного театра, в 1989 стал одним из активных руководителей фольклорного ансамбля «Тыва». Сейчас Николай Ооржак ездит по миру, дает концерты и семинары. Германия, Австрия, Голландия, Англия, Дания, США, Канада – вот неполный список стран его гастрольных туров. В Новосибирске он представил тувинскую традицию горлового пения, исполнив шаманскую (по словам исполнителя) песню под аккомпанемент бубна, а затем струнного инструмента игиль. В его пении слышался волчий вой, пение птиц, шепот богов, застывшее на мгновение время. Считается, что горловое пение подражает звукам животных, которые, в свою очередь, созвучны вселенским звукам. Казалось, что в этот вечер вселенная стала ближе.
Хакасские «Посланники», или 200 километров за конем
После сольного выступления горловика из Тывы, на сцене появился фольклорный коллектив «Сабчылар» (в переводе на русский - "посланники"). Его руководитель, Вячеслав Кученов, по совместительству руководитель хакасского государственного ансамбля "Ульгер", который более восьми лет выступает на мировых сценах Японии, Европы, США. Репертуар «Сабчылар» - музыка хакасских таежных охотников и степных кочевников. Вячеслав Кученов с двумя женщинами, аккомпанирующими на инструментах ыых (игиль), чатхан (ят-ха), тюнгур (шаманский бубен) и хомус, исполнил семь композиций, среди которых была «шуточная песня, которую мне пела бабушка», песня «о мужской силе, заключенной в косе», степная свадебная песня. Особенно поразил фрагмент эпического сказания « о хане на белом коне» (исполнение полного текста в 7-10 тыс. строк в былые времена занимало три-четыре ночи – прим. Тайги.инфо) и песня южных хакасов-конокрадов, которые «тупо угоняли коней у богатых северных хакасов». Надолго запомнится звук свистящего в ушах ветра, скорость погони, удаль и сила хакасских богатырей.
Мифотворцы из Красноярска
Русскую этническую музыку на концерте выпало представлять ансамблю «Веданъ Колодъ» из Красноярска. Возникший три года назад коллектив на основе записанных у алтайской бабушки- старообрядки текстов и с помощью собственноручно изготовленных инструментов (жалейки, варганы, окарины, модернизированная калюка, флейта) трудятся на благо развития этномузыки. Хипповский хайратник на голове, африканские барабаны, славянские рубахи – несколько эклектичный внешний вид исполнителей помогает им создать атмосферу глубокой древности, антураж архаичности. «Надо мифологизировать наше прошлое, - считает директор ансамбля Дарьяна Антипова. - Если чего-то нет, надо это придумать». «Веданъ Колодъ», а по-русски «найденный/обретенный/изведанный клад» вызвал у публики не меньший восторг, чем предыдущие исполнители.
Саян, он же Егор, он же Буготак
Последним участником стал проект «Буготак», известный своими экспериментальными наработками в русле сибирской этнической музыки. Лидер и автор большинства песен Саян Андриянов, а по совместительству и организатор фестиваля, с вокалисткой Татьяной Романовой и перкуссионистом Дмитрием Ржаницыным был несказанно лаконичен, представив три-четыре композиции направления этно-рок. Звуки электрогитары были, мягко говоря, неожиданными после полуторачасовых акустических импровизаций. Видеоряд, с изрядной долей юмора созданный Светланой Бакушиной, тоже. Однако все это не противоречило отправному пункту фестиваля, который гласит, что к объектам сибирской культуры относятся не только
уникальное, аутентичное творчество коренных народов Сибири, но и творчество людей любой национальности, имеющее отношение к Сибири и черпающее в ней вдохновение.
Так завершилась музыкальная часть II Сибирского этнофестиваля «Тайга», выставочная же продлится до 1 марта. Однако на этом организаторы не останавливаются – уже сейчас готовится инфраструктура в районе р. Чемал под летнее open-air мероприятие.