«Сила небес»: отразить русскую душу
Говорят, что поет человек тогда, когда на душе хорошо. А если поет сама душа, пение ее не назовешь иначе, как божественным. В прошедшую субботу хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» показал на сцене камерного зала Новосибирской филармонии действо поистине сакральное.
Говорят, что поет человек тогда, когда на душе хорошо. А если поет сама душа, пение ее не назовешь иначе, как божественным. В прошедшую субботу хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» показал на сцене камерного зала Новосибирской филармонии действо поистине сакральное.
Основой новой программы ансамбля - музыкальной мистерии в одном действии «Сила небес» - послужили три источника: церковные песнопения, традиционные русские и украинские духовные стихи, народная вертепная драма «Смерть царя Ирода».
9 февраля в камерном зале Новосибирской филармонии был аншлаг. По окончании действия зал, без преувеличения, взорвался аплодисментами, вызвав артистов дважды на бис. Это был успех. Такой живой отклик вызвали традиционные русские и украинские православные песни в сочетании с забытым жанром певческого духовного стиха. Очевидно, публика давно ждала такого родного, русского, знакомого и в то же время забытого, потерянного в гонке цивилизаций пласта многовековой народной культуры.
О том, как и когда родилась идея проекта «Сила небес» рассказывает художественный руководитель «Маркелловых голосов», автор музыкальных обработок и переложений духовных стихов Игорь Тюваев.
Когда возникла идея создания «Силы небес»?
Над этой программой я думал долго, лет пять. В ней мы суммируем все изыскания в области духовной русской музыки за все прошедшие 13 лет существования «Маркеловых голосов». Программа, в основе которой лежит вертепное действо, посвящена Рождеству Христову. Хотя у меня не было цели поставить именно рождественскую программу: она о человеке вообще, о нашей душе. Задача ее – показать, чем мы являемся на сегодняшний день, что скрыто в нашей душе, что нам нужно и к чему надо стремиться. Я хотел, чтобы после этой программы начались какие-то вибрации, движения в душе нашей публики. Известно, что разные музыкальные жанры открывают разные чакры: джаз действует на одну область сознания, классика - на другую, эстрада - на третью, русская духовная музыка благотворно воздействует на душу.
Для меня эта программа ценна прежде всего тем, что мы поем не просто русскую ортодоксальную музыку, которую использовали в церковном обиходе, но русские духовные стихи, результат народного творчества. В деревнях народ не только ходил молиться на службы в церковь, но хотел молиться и дома. Тогда безымянный автор клал на мотив самых известных и популярных народных песен XVII-XIX вв. библейский сюжет. Лучше отразить русскую душу, чем в русском духовном стихе, невозможно. В них – вся суть нашей души. Там такие женские песнопения, что можно просто умереть, это что-то невероятное! Наверное, поэтому эта программа нашла такой отзыв у исполнителей и слушателей.
Кто вдохновил Вас на создание этой программы?
Идея возникла после того, как к нам приехал в прошлом году Андрей Котов, руководитель ансамбля русской духовной музыки «Сирин». Мы с ним очень тесно общались, и он подарил много интересного материала. После этого приезжал еще Сергей Старостин. Именно они и вдохновили меня на рождение этого уникального концертного спектакля «Сила небес».
Прошедшее мероприятие не было похоже на обычное выступление вокального ансамбля. Необычные костюмы, сценография, слайды с картинами на рождественскую тематику, подстрочник на экране, аутентичные инструменты – это целый спектакль!
Некогда было два вида исполнения народной драмы: вертеп (двухъярусная коробка с куклами) и исполнение в лицах, людьми. Когда-то молодежь на Святки ходила колядовать, заходила в дома и показывала сценки с историей рождения Христа. Мы с «Маркеловыми голосами» решили соединить эти две версии театра, поэтому каждый персонаж у нас держит ту куклу, которую он олицетворяет: царь Ирод, Ангел, Рахиль, Воин, Пастушок, Волхв. В этом плане невозможно переоценить работу сценариста и постановщика Евгения Скуковского и помощь румынского художника Себастьяна Ликана. Себастьян, узнав о нашей программе, бескорыстно принял участие в этом проекте: он нарисовал кукол, которых артисты во время представления держат в руках. Также программу оформляют не канонические иконы, а живописные картины Ликан
Так как духовные стихи содержат много старославянизмов, мы непонятные тексты адаптировали и перевели. Все они транслируются на экране на протяжении всего концерта. Главная задача, чтобы было всем понятно. Кроме того, исполняя вертеп в сценическом варианте, мы не ставили перед собой цель сделать костюмы и все инструменты аутентичными. Кроме народных инструментов – гусли, колесная лира, било (прообраз колоколов) – используется и электроника: литавры и синтезатор. Они нужны для тембральных красок, для подчеркивания трагичных моментов пьесы или изображения, например, звуков неба, облаков.
Вы сказали, что духовные стихи – народные песнопения. В чем заключается отличие канонических церковных песнопений от духовных стихов?
Здесь два принципиальных момента: мелодика и текст. Дело в том, что все, что сейчас поется в церкви – четырехголосное изложение, принесенное из Византии, Греции, то есть не наше родное. Даже то, что до Петра I пели мужчины - трехголосный знаменный и демественный распев – тоже традиции Грегорианского пения. В духовных же стихах русская и мелодика, взятая из народных песен, и текст, не чисто библейский, но кем-то сочиненный о Марии, Иисусе Христе, о всех Святых и т.д. Таким образом, текст и мелодия народная, не церковная, но на церковную тематику. Это отличие становится явным, когда в программе мы поем Тропарь, который стилистические сильно выделяется от основных песнопений. Однако, так как он всегда был в рождественской службе, мы не могли его опустить.
Жанр духовных стихов практически забыт. Где Вы нашли тексты исполненных в программе произведений?
Мне очень странно, обидно и жалко, что публика не знает, что такое духовные стихи, где их можно услышать. Поэтому я считаю своей задачей донести до людей такую прелесть, как духовные песнопения русского народа. Исполненные тексты были когда-то собраны ансамблем Дмитрия Покровского, а сейчас исполняются ансамблем «Сирин» Андрея Котова и Сергеем Старостиным. Благодаря им в России и появились диски с записями духовных стихов. Также было исполнено несколько авторских песен Сергея Старостина и Владимира Мартынова.
Вы выступили не только как кукловод, но и солист.
Раньше, лет 20 назад, я пел, много занимался разной старинной музыкой. Я всегда тяготел к исполнению русской народной музыки, но не мог найти, что действительно хотел спеть. После знакомства с Сергеем Старостиным, я понял, что эти песни как раз для меня, они очень близки мне, что их-то я смогу спеть по-настоящему. Тремя песнями Сергея я цементирую концерт: вначале, в середине и в конце.
Стихи, обращенные к Богу, своеобразная народная молитва, наверное, создает особое настроение, когда их исполняешь?
Да. На протяжении всего процесса работы над этим проектом (а мы репетировали три месяца) сформировался чудесный климат в коллективе – такое единение и любовь друг к другу. Такого у нас еще не было! Мы часто поем зарубежную музыку на латинском, немецком, французском языке, но она не всегда бывает всем понятна. А эта так легко проникает в душу! Музыка лечит душу – это точно. Я уверен, что после этого концерта многие уйдут из зала другими людьми.
Планируется ли повторение программы?
Мы мечтаем ее повторить! Сейчас работаем над тем, чтобы этот проект не был разовым.
В проекте участвовали не только вокалисты «Маркеловых голосов», но и Аркадий Бурханов (гусли, колесная лира), Валерий Липенков (било) и другие. Возможно ли расширение числа участников, подключение фольклорных ансамблей, театральных деятелей?
Да, мы хотим этот проект расширить, привлечь другие силы, чтобы на следующее Рождество получилось большое действо.