Реквием по «Большому…»
В четверг, 20 марта, новосибирские музыканты отправили Большой зал филармонии в последний путь.
В четверг, 20 марта, новосибирские музыканты отправили Большой зал филармонии в последний путь.
«Без преувеличения можно сказать, что это историческое событие, – открыл концертный вечер художественный руководитель НГФ, заслуженный деятель искусств России Владимир Калужский. - Нам бы хотелось, чтобы вы запомнили его и рассказали о нем, потому что сегодня мы торжественно простимся с помещением, которое в течение 16 лет было для нас домом. В этом зале, несмотря на плохую акустику и неудобное размещение здания, в 1990-х гг. родилось большое количество новых филармонических коллективов: Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата», Сибирский Брасс-квинтет, ансамбль ранней музыки «Insula magica», вокальный ансамбль Павла Шаромова и многие другие». Часть их них в этот вечер пришли попрощаться с Большим залом.
Нет слов, только музыка
Начался концерт показом видеоархива филармонической жизни. Видеоряд был посвящен трем действующим лицам: самому залу, музыкантам, которые играют на его сцене, и публике, которая сидит в его креслах. Кстати, о креслах. Организаторы решили совершить своеобразный ритуал прощания с залом: связку трех стульев сотрудники вынесли на сцену, сделав участниками программы. «Они очень многое видели, еще больше слышали, – пояснил Владимир Калужский. – Вскоре все это будет разобрано и отдано в районные ДК».
Открыл концерт один из старейших коллективов филармонии - Камерный хор. Музыку художественный руководитель и главный дирижер хора, народный артист России Игорь Юдин подобрал соответствующую моменту – отрывок из реквиема Габриэля Форе «Libera me» и Вольфганга Амадея Моцарта «Lacrimosa». Траурное вокальное музыкальное произведение сменил «Пушкинский венок» Георгия Свиридова в исполнении Камерного хора и его наследника - молодежного хора «Мегаполис». После такого контрастного музыкального блюда публикой овладели различные чувства. О своих Игорь Юдин сказал так: «Я испытываю чувства жильца, которому предлагают выселиться из прежней квартиры, но ордер на новую еще не дали».
Рожденные в этом зале
Когда-то, 16 лет, назад семью филармонических коллективов пополнил молодой оркестр из студентов консерватории, ныне - Камерный оркестр филармонии. Он исполнил 3 часть Квартета №14 Антонина Дворжака (переложение для струнных).
Ансамбль ранней музыки «Insula magica» предстал перед публикой частично, в форме квартета (коллектив сейчас находится на гастролях). Он исполнил две вокальные миниатюры 16 века: английский мадригал «Прощание с Амариллис» и «Пение птиц» К. Жонекена.
Вокальный квартет сменил струнный - квартет «Filarmonica», завершив второй частью «Американского квартета» Антонина Дворжака первое отделение. «Этот зал для многих музыкантов был тем местом, где они наконец-то смогли заняться своим любимым делом - играть, давать концерты - ведь это первый зал, который специально был предложен музыкантам филармонии. Однако плохая акустика помещения ставила под угрозу многие совместные проекты с российскими и зарубежными нашими коллегами. Поэтому мы все очень надеемся в будущем концертном зале узнать, что же такое настоящая акустика, что такое жизнь музыки в зале, приспособленном именно для нее», - сказал первая скрипка НАСО, художественный руководитель «Filarmonica»-кварета, народный артист России Валерий Карчагин.
Второе отделение было более оптимистичным. Концертный духовой оркестр исполнил фрагменты «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина, попурри на темы Максима Дунаевского и марш «Прощание славянки» Василия Агапкина, – грустный и торжественный неизменный спутник всех расставаний. Своими предчувствиями поделился художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист России Марк Абрамов: «Хотя очень грустно, в будущее смотрю с оптимизмом. Есть надежда, что все образуется, и мы будем выступать в новом зале. Правда, не знаю, когда». «Обещали, через 2 года», - добавил Владимир Калужский.
Дом – это особое чувство
После свободного художника – аккордеониста Владимира Никулина на сцену вышли «Маркелловы голоса». Этот хоровой ансамбль родился в этом зале в 1995 году в процессе репетиций театральной поставки оперы Генри Перселла «Дидона и Эней». «Home – it’s a special kind feeling» («Дом – это особое чувство») Джона Раттера и две мелодичные пьесы из репертуара Swingle Singers исполнили в это вечер «Маркеллы». «Дом – это особое чувство, Большой зал – это наше рождение, это наш премьерный зал, где мы почувствовали себя профессиональным коллективом. Это было огромное счастье», - рассказал художественный руководитель и дирижер ансамбля Игорь Тюваев.
Далее ансамбль солистов «Новосибирская камерата», некогда созданный по инициатива Арнольда Каца, исполнил две части из Концерта для струнного оркестра Нино Рота.
Еще один коллектив, возникший на сцене Большого зала филармонии, - вокальный ансамбль Павла Шаромова вместе с джаз-оркестром «Сибирский диксиленд» разукрасили вечер радужными красками. Была исполнена инструментальная пьеса, которая, видимо, имеет отношение к предстоящемя демонтажу оборудования - «Танец портовых грузчиков». Знаменитой неаполитанской песней «O sole mio», русской разбойничьей «Степка Разин» и «Puttin On The Ritz» («Одевайтесь у Рица») Ирвинга Берлина завершился вечер. На такой оптимистичной ноте музыканты и публика попрощались с Большим залом филармонии до лучших времен. Как сказал Владимир Калужский, до того момента, когда на этом месте возникнет новый замечательный зал. Концертный. Филармонии.
PS: В апреле все концерты филармонии в Большом зале состоятся. 1 мая – официальная дата начала демонтажа здания на ул. Спартака 11.