«Особо опасен» - продукт фрустрации офисного планктона
Фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», снятый в Голливуде с голливудскими звёздами – добротное «комиксное кино», в котором главный герой из заурядного клерка-неудачника, не имеющего ни любви, ни друзей, ни цели в жизни, превращается в суперубийцу. Но что характерно – оставаясь при этом таким же идиотом, как и раньше.
Фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», снятый в Голливуде с голливудскими звёздами – добротное «комиксное кино», в котором главный герой из заурядного клерка-неудачника, не имеющего ни любви, ни друзей, ни цели в жизни, превращается в суперубийцу. Но что характерно – оставаясь при этом таким же идиотом, как и раньше.
Герой по ходу фильма «ищет себя». Клерком он быть уже не хочет, а хочет быть суперкиллером. При этом не задаётся вопросом – кого убивать и за что убивать. Этот вопрос ему приходит в голову только тогда, когда нужно убить в первый раз. И он не нажимает курка.
Но Фокс (Анжелина Джоли) рассказывает ему душераздирающую историю о том, как одного нехорошего человека не убили вовремя, и что из этого вышло. В следующий раз курок нажимается, и человек, которого так и не узнали ни телезрители, ни главный герой, упал замертво. Как обычно и валятся такие персонажи в таких фильмах десятками и сотнями. Остались ли у него дети? Любил ли его кто-нибудь? Рухнул ли для кого-то весь мир с его смертью? Эти вопросы не волновали ни новоиспеченного киллера, ни режиссера, ни зрителей, завороженных причудливым полетом пуль, умеющих огибать препятствия вопреки всем законам физики.
В фильме «Особо опасен», кстати, в очередном эпизоде борьбы «добра» со «злом» (которые как потом оказалось, и не добро, и не зло, а фиг разберёшь что) пустили под откос (да что там под откос – в пропасть!) целый поезд, битком набитый пассажирами. Ни малейшего сожаления по этому поводу герои, «спасающие» мир, в ходе фильма не высказали.
В «Дозорах» Бекмамбетов поставил под сомнение границу между добром и злом. В «Особо опасен» он их тасует, словно карточную колоду, объявляя ту или иную масть «добром», как в карточной игре объявляют козырную масть. Сейчас все – на стороне добра, вдруг бац – и они же на стороне зла. И главный герой без колебаний идёт убивать своих товарищей, как перед этим убивал незнакомых ему людей.
Чего только стоит момент, когда он говорит себе «я должен быть достоин своего отца», что означает – «уметь лучше убивать». Зато по ходу он утешается несколькими дешевыми моментами демонстрации своей «крутизны», когда мстит бывшему другу и бывшей подружке. Хотя, если вдуматься, мстить особо не за что. Они относились к нему как к ничтожеству, но ведь он и был ничтожеством.
«Особо опасен» - добротно сделанный боевик с замечательными спецэффектами. Он в полной мере отражает бессмысленность жизни офисного планктона, который, по сути, скопище ничтожеств, сидящих перед компьютерами и пишущих отчеты. Но эти ничтожества ничтожны даже в своих мечтах. Они хотят стать суперкиллерами, героями, но представления не имеют, ради чего стоило бы умирать и убивать. Поэтому вынуждены придумывать химеры, вроде тайных братств, тысячелетиями блюдущих кодекс и хранящих секреты и соплей по поводу мести за убитого отца, которого в жизни-то в глаза не видел и даже не знаешь точно – отец ли он.
Тимур Бекмамбетов лишь визуализирует в зрелищном фильме фрустрацию офисного планктона, который мечтает сказать начальству, что о нем думает, врезать «лучшему другу» клавиатурой по морде да стать крутым суперкиллером и пристрелить несколько десятков людей. Не важно, почему и за что. Но никогда в жизни этого не сделает, да так и помрёт, как и жил – ничтожеством.
Лёгкий переход с одной стороны на другую и готовность убивать тех, кого еще вчера считал соратниками – больше говорит о современном состоянии морали и общества. Не только нашего, но и американского. Но нашего – в первую очередь. Наши лучшие фантасты и писатели не видят зла и добра и ставят под сомнение их существование. Для современной российской культуры крайне характерны «моральные парадоксы», демонстрирующие, что любое «добро» может скрывать «зло». Мастера культуры видят в этом особый изыск, модерн и постмодерн, хотя на деле под этим скрывается духовная нищета – их собственная и того общества, чьи нехитрые духовные потребности они обслуживают.
Впрочем, можно из фильма «Особо опасен» вынести и некую мораль. И даже – две. Первая: не играйте в игры, правила которых вы не знаете. Не верьте тайным организациям со скрытой мудростью, потому что этой мудростью может прикрываться элементарная корысть якобы посвященных. Вторая: не спешите стрелять, всегда лучше сначала поговорить.
Алексей Мазур