«Культурный» митинг
29 июля в новосибирском Академгородке состоялся митинг. Порядка ста человек собрались на площадке перед Домом культуры «Академия», чтобы выступить за признание исторической части Академгородка объектом культурного наследия федерального уровня. Митингующие также протестовали против вырубки лесов и массовой коммерческой застройки.
29 июля в новосибирском Академгородке состоялся митинг. Порядка ста человек собрались на площадке перед Домом культуры «Академия», чтобы выступить за признание исторической части Академгородка объектом культурного наследия федерального уровня. Митингующие также протестовали против вырубки лесов и массовой коммерческой застройки.
Непосредственно поводом для акции послужила вырубка деревьев на проспекте Коптюга под 2-ю очередь строительства жилых домов. 24 июля АЖС-1 огородил забором сосновый лес по проспекту Коптюга, 26 июля начали рубить деревья.
Ну как, народ подтягивается? – услышала я за своей спиной вопрос…Он, разумеется, был задан не мне. Но из него было понятно, что шесть часов уж близятся, а людей практически нет.
Не торопясь, я подходила к «Академии». «Инициативная группа» готовила аппаратуру для выступления и уже начала собирать подписи. Тема массовости продолжала оставаться актуальной: подтягивающийся народ переживал, что на митинг никто не придет. «Мало будет…Ну все же разъехались. Зря решили сейчас проводить…Дачи. Жара», - то и дело бормотали люди, подходя к столу с резолюцией и уже знакомой многим горожанам газетой «Защитим Нарымский сквер!». Они оставляли свои подписи под обращением за признание Академгородка объектом культурного наследия федерального уровня.
Оператор откуда-то сверху, со ступенек Дома культуры «Академия», просит людей оставлять подписи так, чтобы ему было удобно их снимать.
«Вы не культурно себя ведете», – отвечают ему люди, не желая вставать в телегеничную позу.
«Разве»? - по его мнению, культурный человек здесь именно он и просьбы у него вполне культурные.
Женщина в яркой голубой футболке вовсе так не считает, но ей больше некогда спорить с «некультурным» – нахмурясь, она сосредоточенно вникает в «обращение» и оставляет свою подпись.
Уже бродят вокруг журналисты. Им надо с кем-то побеседовать. Но молодой человек не спешит, отчего-то мешкая, он стоит на месте. Ему советуют придумать «ей» вопросы…
«Мы озабочены судьбой такого объекта как город-лес Академгородок, в котором мы выросли и физически, и духовно, и профессионально, - тем временем начинает рассказывать корреспонденту ТАЙГИ. info один из организаторов акции - житель Академгородка, декан физфака НГПУ Олег Чащин. - И сейчас то, что признается всем миром как явление планетарного масштаба фактически просто выставлено на аукцион. Назначена цена. Ну а раз цена назначена, все это будет иметь судьбу товара. Академгородок превратят в спальный район».
«А можно поставить подпись? – пытается пробраться к столу с подписными листами немолодая хрупкая женщина.
Мне хочется поговорить о «культурном наследии». Но не успев задать вопрос Олегу Чащину, уже слышу ответ. «Мы хотим сохранить старую часть Академгородка, –«хрупкая женщина» поворачивается в мою сторону. – Люди лес своими руками садили. А теперь вырубают…»
«К слову сказать, по тому акту, который был принят в 1957 году при создании Академгородка, к заповедной зоне отнесены не только те леса, которые находятся на исторической территории Академгородка, но и лес, который расположен между Ельцовкой и микрорайоном «Щ». Пока же мы имеем беспредел. Приходят строители, огораживают, рубят лес. В ответ на вопрос о разрешении на вырубку, просто посылают. Как правило, разрешение, если и появляется, то позже, когда лес вырубили», - добавляет Олег Чащин.
Люди, изнывая от жары, стараясь отойти в тень или щурясь на солнце, слушают доклады старшего научного сотрудника ВЦ СО РАН Петра Калантаева , председателя Новосибирского отделения Петровской Академии Наук и Искусств Анатолия Сычева, выступления депутатов горсовета Анатолия Казака, Алексея Медведева … У микрофона предлагают пройти посмотреть, что сделали с лесом на проспекте Коптюга - я верю, все вокруг знают. Знают и про то, что им говорят докладчики: и про «фашистскую теорию «рыночной самоорганизации зомби-биороботов по шаблону гомо-экономикус»», и про то, что Академгородок – «Сибирское чудо», по образцу которого строились академические городки по всеми миру, и про руководство институтов, получавшее бешеные деньги, которые теперь некуда девать…
«Всю жизнь здесь прожил, не могу поверить, что такое происходит», – говорит кто-то справа с неподдельной грустью в голосе. Слева слышится совсем иное: мужчина объясняет знакомой механизм заработка на земле Академгородка. «Я против того, чтобы здесь строить элитное жилье для миллионеров, - вторит ему Григорий Еременчук, - Против наживы. Здесь просто хотят нажиться».
Григорий Еременчук - человек советской закалки, убежденный коммунист – он в принципе против «капиталистических способов» зарабатывания денег, что, по его мнению, имеет место в случае со строительством в Академгородке. Здесь Григорий Еременчук живет с 1959 года. До ухода на пенсию в 1991 году работал инженером- конструктором в Институте автоматики и электрометрии.
Галину Никитенко, простоявшую весь митинг рядом со мной, пугает именно рубка леса, в котором она привыкла проводить время с детьми и внуками: «Страшно, что происходит. В одночасье у нашего же дома возник забор, потом и вырубили лес». Галина Никитенко живет на улице Терешковой, всю жизнь проработала учительницей, в Академгородке - с 1984 года.
«Это исключительно коммерческий проект – утверждает Светлана Чупченко, входившая раньше в инициативную группу. – Мы встречались с инвестором – его абсолютно не волновало, что здесь будет. А ведь Академгородок - уникальное место, созданное специально для ученых. Вы видели, какие здесь дворы? Все делалось для того, чтобы ученый мог прийти в свой тихий двор как-то переключиться, отдохнуть. Опять же многие открытия делаются на стыке наук – здесь были созданы все условия для общения ученых. Здесь хотят построить помещение на 10 тысяч работающих. Представьте себе сколько там будет автомобилей. Обещают жилье для молодежи? Мы уже прошли несколько таких обманов. Говорили, что на Ильича будет дом для научной молодежи. И что ? Где там научная молодежь? А ведь в итоге ученые уезжают за границу в надежде заработать на жилье, но за ценами сейчас не угнаться».
«Стройте. Ну вот всего 500 метров до улицы Инженерной – там пожалуйста – коммуникации готовы», - добавляет Светлана Чупченко.
Самой молодежи на митинге практически не было. Да и та, что останавливалась поглазеть, вскоре «сваливала». Впрочем, наверное, тяжело и скучно слушать про экспертизы и варваров – капиталистов.
22-летний программист Алексей никогда бы не подписался, пусть даже за сохранение Академгородка. Ему нужен технопарк и нет резона идти против властей. Митинг прошел мимо него.
Девушка Ольга случайно оказалась у ДК «Академия» и, посмотрев на подписные листы , поспешила прочь. Она окончила НГУ, уже несколько лет живет в Академгородке, и в целом даже разделяет взгляды «бабушек и дедушек», которые пришли на акцию протеста. «Я думаю, что те, кто поставил подпись, действительно ратуют за этот лес, - говорит Ольга. - Но сколько раз уже собирали подписи??? Потом это куда-то исчезает… Я не верю всем этим организаторам митингов и пикетов. А что касается самого технопарка , это, конечно, хорошо. Но, мне кажется, что деньги не туда вкладывают. Бизнес-центров уже и так предостаточно. Академгородок как был обособлен, таким и должен оставаться. Все эти маленькие фирмочки – вон посмотреть на ВЦ – будут давать мелкие налоги и все. Лучше вложить инвестиции в научную базу, которая есть в СО РАН, и в жилье для молодежи. Что толку говорить, что молодежь уезжает? Лучше бы создали нормальную социальную базу для молодых ученых».
Яна Долганина