Китайские пионеры на Обском побережье

01 Авг 2008, 12:41

«Китайские пионеры в Новосибирске!» - это первое, что пришло нам в голову, когда мы в редакции увидели фотографии маленьких гостей из Китая. Аккуратненькие, в красных галстучках, они шли стройным отрядом где-то в Толмачево. Такие близкие и далекие китайские дети.

«Китайские пионеры в Новосибирске!» - это первое, что пришло нам в голову, когда мы в редакции увидели фотографии маленьких гостей из Китая. Аккуратненькие, в красных галстучках, они шли стройным отрядом где-то в Толмачево. Такие близкие и далекие китайские дети.

Они приехали в Сибирь из провинций Китая, пострадавших от землетрясения в мае этого года. Детские лагеря Кемеровской, Новосибирской и Омской областей, а также Красноярского края приняли на отдых около 400 маленьких китайцев.

В Новосибирской области 90 детей из провинции Шаньси отдыхают в лагере «Олимпиец». Шаньси не так сильно пострадала от землетрясения, как Сычуань. Во всяком случае, по утверждению замначальника департамента образования Шаньси Люй Минь Кайе, который сопровождает детей, в жизни гостей «Олимпийца» не произошло семейных трагедий – они не стали сиротами, как многие китайские ребята нынешней весной. Но их дома и школы разрушены. Возможно, что к новому учебному году школы восстановить не удастся. Это, конечно, очень медленный процесс, отмечает чиновник.

В Россию, по словам Люй Минь Кайе, попали лучшие ученики своих школ и ребята, проявившие отвагу во время землетрясения. Так, в «Олимпийце» отдыхает 10-летний герой, спавший своего 15-летнего товарища из разрушающейся школы.

Мы поджидали главных героев в Новосибирске на железнодорожной станции «Сеятель». Здесь находится музей железнодорожного транспорта - именно его решили показать детям. Это была их вторая экскурсия. «Первая прошла в зоопарке. Их туда возили за хорошее поведение. Они такие дисциплинированные и никогда не ругаются», – рассказала позже, уже в лагере, девятилетняя русская девочка Маша. Дети действительно оказались дисциплинированными. Выйдя из автобуса, они выстроились перед музеем, грызя китайские яблоки Фу-ши и слушая команды русских вожатых. Кто-то растерянно смотрел по сторонам, кто-то сонно потягивался, кто-то веселился, радуясь освобождению из душного автобуса, а кого-то разбирало любопытство и он готовил фотоаппарат к объемной фотосессии. Обычные дети. Только китайские.

Вероятно, я без труда назову, чем мы отличаемся внешне, но, пожалуй, в условиях экскурсии в музее я отличалась от китайчат лишь тем, что легко понимала, что рассказывают про экспонаты. И только мне « хватило ума» озадачиться вопросом, как паровоз 19 века работал на угле и воде. Детям, казалось, это было безразлично. Они ели огромные Фу-ши, смеялись друг над другом, выискивали знакомые образы в музее. Знакомыми оказались железнодорожная колея, на которую радостно показывал своему другу высокий худенький мальчик и ….рыбья голова, обнаруженная на тротуаре. Я, впрочем, ее так и не увидела, но в потоке русско-китайской речи выловила информацию лишь об этом. Этот мусор привел ребят в настоящий восторг. Несколько человек отстали от своей группы и громко обсуждали находку. А потом долго и эмоционально пытались рассказать о ней на китайском русским вожатым. Вожатые рассказывали друг другу. Охранник – нам, но уже про то, сколько слов в китайском языке, какой он сложный, и как поэтому легко китайским детям дается русский.

«К концу сезона они будут говорить по-русски, – заверила нас замдиректора лагеря Анна Георгиевна. – Они схватывают все налету».
« Маляцы – это мы. Это мы – маляцы», –– прокричали дети на русском, прощаясь с музеем. В этой кричалочке было еще несколько простых возгласов. Ее дети запомнили практически сразу, как услышали, – не прошло и вечера.

Мне же почти за день запомнилось только Нихао, которым ребята щедро одаривали меня, русских детей в лагере, просто прохожих и даже проезжающие мимо электрички.

«Они не такие, как мы, - первое, что сказали о них три русских девчушки, отдыхающие в «Олимпийце». – Приветливые, рукой машут, улыбаются».

«Они организованные и чистоплотные. Рано встают, - рассказывает вожатая Евгения Сергеевна о своих подопечных. Мы были поражены, когда их психолог попросил нарисовать несуществующее животное. Даже мальчики изобразили каких-то мишек с сердечками, драконов, романтичные такие вещи…Им нравится общаться с русскими детьми. Они не знают языка, но пытаются говорить на английском».

Я же освоив с десятой попытки китайский привет, отчаялась что-либо еще разобрать в русско-китайском сумбуре. И просто впала в ступор, когда китайская девочка на чистом китайском языке пыталась мне что-то сказать. Не знаю, мешала ли я ей смотреть тепловоз, или же она со своей китайской приветливостью решила со мной познакомиться… Экскурсия тем временем продолжилась, и девочка скрылась в толпе своих сверстников.

«А это легендарные «Катюши»», – говорит директор музея железнодорожного транспорта, показывая детям военные машины. «Зачем китайским детям «Катюши», да и откуда им знать, что они легендарные?», – мгновенно проносится в голове. Но уже кто-то из взрослых- китайцев, сопровождающих делегацию, восклицает: «Катюши –пуши». «Пуши- катюши», - радостно подхватывают дети. Спустя какое-то время о «Катюше» дети расскажут сами, вернее – споют. Покидая музей, ребята исполнят русскую «Катюшу» на китайском языке.

«Катюша» и «Подмосковные вечера» – две русские песни на китайском - домашние заготовки детей - в постоянном репертуаре девчонок и мальчишек из Китая.

«Они любят руками что-то мастерить, - продолжает Евгения Сергеевна. Эта девушка – студентка, наверное, часами могла бы говорить о ребятишках. - Вот когда мы создавали отрядный уголок, дети без проблем сами делали китайские фонарики».

«Китайские люстры с красивыми надписями» хотят научиться делать и русские девочки. Теперь их мечта – поехать в Китай!

Спортивный лагерь «Олимпиец» в этом году живет Олимпийским играми и Китаем. Повсюду рассказывается об истории олимпийского движения, «улицы» получили китайские названия, изречения, развешанные по лагерю, - китайский перевод.

На такие вот китайские улицы после «тихого часа» и выбежали «пионеры». Вожатый Илья строит отряд- детей поведут на пляж. Ребята беспрекословно слушаются этого китаеговорящего русского человека, а у него отлично получается с серьезным видом отдавать команды детям.

- А почему, кто-то из детей ходит в галстуке, а кто-то нет? – спрашиваю я у Ильи.

- Все должны быть в галстуке. Каждое утро они надевают галстук - отвечает он мне, разглядывая детей. – А эти…Наверное, утром забыли надеть.. Но вообще-то это обязательно…

- Они все вроде советских пионеров, да?

- Не вроде. Они и есть пионеры.

Под китайское пение русского вожатого дети отправились стройным отрядом на свое первое купание в сибирской воде. Купаться, правда, собирались человек 20. Но когда первая группа детей «купающихся» оказалась в Обском море, остальные, забыв обо всем, кинулись вслед за товарищами прямо в одежде и своих красных галстуках …

 

Яна Долганина





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2025
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года