Южноосетинский тупик

11 Авг 2008, 11:04

В пятницу, сразу после нападения Грузии на Южную Осетию, я написал заметку «1941-й в миниатюре». Некоторые выводы подтвердились, другие оказались поспешными, о чём я сожалею.

В пятницу, сразу после нападения Грузии на Южную Осетию, я написал заметку «1941-й в миниатюре». Некоторые выводы подтвердились, другие оказались поспешными, о чём я сожалею.


Операция Грузии действительно была очень хорошо подготовлена и рассчитана на блицкриг. Но своей цели – установления полного контроля над Южной Осетией, и главное – над Цхинвали, блицкриг не решил.

Утверждение о том, что в российской военной машине нет людей, способных принимать ответственность без указания сверху тоже было опровергнуто практикой – миротворцы в Южной Осетии приняли бой. Из сообщений СМИ мы знаем, что они регулярно обстреливаются, но были также сообщения о том, что миротворцы «не допустили дальнейшего продвижения грузинских войск». Вряд ли они могли «не допустить продвижения», сидя в казармах.

Высшее российское руководство не колебалось долго и приняло решение о силовом ответе.

Судя по всему, был и план такого ответа, ведь невозможно в течение двух суток перекинуть большое число войск и бронетехники, не имея плана.

Но основные выводы статьи всё же были верны. Российский план ответа предполагал (во всяком случае, так получилось в действительности) – введение в действие российской армии через два дня после начала боевых действий. Два дня у грузинской стороны руки были развязаны.

За это время грузинская сторона продвинула свои позиции вглубь Южной Осетии, заняла села вокруг Цхинвали и смогла войти в город, предварительно его разрушив.

Теперь Грузия призывает к миру и прекращению огня.

Россия призывает к тому же самому, но каждый имеет в виду свой «мир».

Грузия понимает под «миром» признание нового положения в Южной Осетии. А это «новое положение» практически несовместимо с какой-либо мирной жизнью в Цхинвали. Или точнее – жизнь в Цхинвали теперь будет возможна только по милости Тбилиси.

Россия имеет в виду восстановление «статус-кво». А путей к такому восстановлению два. Или вооруженным путём выбить грузинские войска с занимаемых позиций. Или путём давления на Тбилиси заставить его отступить.

И в том, и в другом случае мирное население Южной Осетии оказывается «между молотом и наковальней», и будет стремиться к бегству в Северную Осетию. Что, надо сказать, также устраивает грузинскую сторону. Также в этом случае Россия становится одной из сторон конфликта, что выгодно Грузии на международной арене. Если для нас конфликт – это попытка защитить маленькую Южную Осетию от вторжения Грузии, то для мирового общественного мнения - это конфликт большой России и маленькой Грузии вокруг спорной территории. Симпатии общественного мнения в таких случаях обычно на стороне «маленьких», а в детали оно не вдаётся.

Туман войны 

Хотя  российское руководство приняло быстрые и решительные меры, пока что не понятно – оказались ли эти меры достаточными. Предотвратить гуманитарную катастрофу в Цхинвали мы не смогли. А из сообщений СМИ пока не ясно – удалось ли её остановить.

Из сообщений сторон вообще невозможно понять, что происходит в Южной Осетии, кроме того, то сообщается о ведение боёв, то о прекращении. В субботу сообщали, что Цхинвали освобождён российской армией, а грузинские войска оттеснены с позиций, с которых они обстреливали город. Это сообщение казалось чудом – значит, положение восстановлено. Однако за этими оптимистичными сообщениями последовали другие. Цхинвали продолжали обстреливать, в городе шли бои, южные районы города контролировали грузинские войска, а северные – южноосетинские формирования.

Так и не упоминалось об освобождении занятых грузинами сёл.

Теперь сообщается, что грузины сами ушли из Цхинвали, но позиций вокруг него покидать не намерены.

Это означает, что статус-кво не восстановлен и грузины отходить на начальные позиции без боя не намерены.

А бой, если его вести, может быть очень нелегким. Хотя в истории российско-грузинских отношений до сих пор столкновения вооруженных сил стран оканчивались не в пользу Грузии (части Деникина выбили грузин из Сочи, а Красная армия позже довольно быстро прогнала части меньшевистского правительства и заняла Грузию), на этот раз Грузия очень хорошо подготовилась.

И отступать нельзя. Не нам, не им.

Почему не может отступить Россия

Какая бы ни была предыстория, Россия не может без ущерба для своего авторитета допустить, чтобы вопрос Южной Осетии был решен Грузией военным путём. Можно задаваться вопросом – так ли уж нам нужна эта Южная Осетия и не следовало ли в своё время надавить на её руководство, «принудив» его к приемлемому соглашению с Тбилиси.

Но раз Россия заявила о своих интересах в Южной Осетии, выступила гарантом мира в этом регионе, значит, она сказала то «А», за которым должно следовать «Б». И если этого «Б» не последовало бы, на всём Кавказе (и может не только на Кавказе) произошёл бы пересмотр существующего расклада сил. Везде, где Россия была в той или иной степени вовлечена, её интересы бы пострадали. Посмотрев на Тбилиси, например, Баку мог бы попытаться решить силовым способом проблему Карабаха.

Поэтому Россия двинула войска в Южную Осетию. А пока они шли – бомбила базы на территории Грузии, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений.

Почему не может отступить Тбилиси

Обвинения в геноциде и этнических чистках в адрес Саакашвили уже прозвучали. Если грузинская армия после разрушения Цхинвали возвращается на исходные позиции, то получается, что вся цель операции была – в создании гуманитарной катастрофы. К тому же акции новых вооруженных сил Грузии стояли бы не слишком высоко, если бы они побежали только при виде приближающейся российской армии.

Если грузинам удастся удержаться на занятых позициях, то они смогут объявить о своей победе. И никакой мирной жизни в Цхинвали больше не будет.

Если они уйдут в результате упорных боёв с российской армией, то это будет, о крайней мере – не позорное поражение. И появится возможность обвинять Россию в агрессии.

К тому же, в результате таких боёв в зоне конфликта почти не останется мирного населения.

Право сильного?

Россия в этой ситуации легко попадает под критику за «двойные стандарты». Ведь действительно, Грузия не делала в Южной Осетии ничего такого, чего Россия не делала бы в Чечне.

Но всё же есть различия. Россия – мощная региональная сила, служащая гарантом стабильности в регионе. Быть может, не всегда справедливой, но стабильности. Право сильного лучше, чем разгул анархии. Демарш Грузии ставит под сомнение ту силу, которая обеспечивает стабильность региона. Но сама Грузия не становится при этом таким гарантом.

И тогда после ряда конфликтов в регион неизбежно придёт другая сила, которая может давать гарантии безопасности. Это НАТО и США.

Тупик?

Идеальным решением для России было бы – быстро оттеснить грузинские войска на исходные позиции. Однако для этого мало одного желания. Пока что из сообщений, поступающих из зоны конфликта, непонятно – удаётся решить эту задачу или нет.

Очевидно, что полномасштабную войну Россия у Грузии выиграет. В конце концов, у нас есть атомная бомба, а у них – нет. Вопрос не в этом, а в том – какую цену Россия готова заплатить за победу.

К тому же, никто не заинтересован в том, чтобы масштаб конфликта разрастался. «Второй фронт» в Абхазии не открыт, и российские миротворцы отказались пропустить абхазские формирования к грузинским позициям. Грузия не пытается бомбить Сочи, мы не устраиваем ковровых бомбардировок грузинских городов.

Хотелось бы верить, что политикам удастся найти такой выход из создавшегося тупика, который бы устроил все стороны. В противном случае и Грузия, и Россия продолжат нести потери – в людях, в репутации, в экономике.

 

Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года